Почему белорусам никак не поддается вершина песенного конкурса «Евровидения»? Виноваты ли в этом местные «стратеги», которые не успевают за музыкальной модой?
Об этом в интервью «Радыё Свабода» рассказал музыкант Олег Минаков, лидер культовой в середине 1990-х группы «Rouble Zone», на волне популярности почти два десятка лет назад переехавший в Бельгию. Все это время он связан с музыкальной индустрией, занимается продюсированием и преподаванием, с бельгийским музыкантами основал коллектив «Moonshine». Несколько раз предлагал свои услуги белорусским организаторам отбора кандидатов на «Евровидение», но понимания не нашел.
- Олег, как вы и предсказывали накануне, «Евровидение» не покорилось белорусам и на этот раз. При том, что чисто визуально номер Uzari & Maimuna провальным якобы не выглядел.
- В принципе, за песню не стыдно - за песню саму по себе. Звук хороший, исполнитель - шикарный, красавец, девушка - талантливая, чувствуется сразу. Видел пресс-конференцию, во время которой на скрипке на бешеной скорости она играла «Полет шмеля». Молодцы, так. Но материал проигрывает, потому что песня очень ровная. А ровные песни, как правило, для обычной публики малоинтересны. Как музыкант, я еще могу понять, где какое гармоничное развитие. Ну, а рядовые люди этого не слышат, потому что оно очень слабое. А если песня ровная, то она не остается в памяти - нету яркости, нет индивидуальности. Грубо говоря, даже никаких пауз нет в песне: она как началась, так и закончилась.
Простой игрой на скрипочке сейчас не удивишь и не тронешь, а выглядит так, будто они делали ставку именно на скрипку. Даже английские комментаторы сказали, что во время прогонов, во время соло артисты останавливались и говорили, что будет сюрприз. Так вот все ждали сюрприза, а его так и не случилось. Конечно же, жалко, обидно, но вполне предсказуемо. Это не яркая песня, которая могла бы понравиться народу. Но, знаешь, те, кто за Беларусь мог бы голосовать, они в странах вчерашнего полуфинала не живут. То есть - не получилось, чтобы сосед за соседа, брат за брата.
Поэтому голосов и не набрали. Хотя я считаю, что белорусская песня намного лучше, чем македонская, сербская или румынская. Во всяком случае, не хуже. Те прошли из-за того, что за них голосовали с соседних территорий, а белорусы - нет. Но все равно слабенько. Нет икс-фактора. Что такое икс-фактор? Нечто необъяснимое, но то, что «бах» - и работает. Этого, к сожалению, нет.
- В Беларуси отбор на конкурс проходит на высоком государственном уровне, даже Лукашенко вынужден «перебирать» конкурсантов, как тот картофель. А какое отношение к нему у европейцев, среди которых ты живешь почти 20 лет?
- Нужно быть объективным: в 1970-80-е и даже до середины 1990-х все было точно на таком же серьезном уровне. Но начнем с того, что, во-первых, шоу-бизнес - как бизнес - на сегодняшний день перестал существовать. Соответственно, интерес сильно уменьшился. Во-вторых, также уменьшился интерес в Европе к «Евровидению» - из-за того, что много пришло с Востока стран, в которых менталитет не соответствует уровню западных государств. Сейчас поясню, что я имею в виду. Мы здесь, в Западной Европе, живем по законам. То есть, все в соответствии с законом. А Восток живет по «понятиям». И вот эта борьба законов и «понятий» доныне идет на всех уровнях: на политическом - в первую очередь, но в культуре, музыке — тоже.
У «Евровидения» есть простой закон: люди голосуют за хорошую песню. А тем - пофиг песня, у них «понятия», им главное - за свое. Запад к этому не был готов. Что в итоге получилось? Особенно если вспомнить главное правило: ты не имеешь права голосовать за свою страну, только за понравившуюся песню. Раньше такого не было, чтобы сосед что-то давал соседу, все было объективно. Если, скажем, французская песня хорошая, Англия за нее голосует. Потому что она реально хорошая. А что случалось, когда к «Евровидения» пристала восточная братия? Во Франции огромная армянская диаспора, в Германии - турецкая. Вот и результат. Почему за Британию никто не голосует? Так назови мне, где англичане живут, помимо Англии? А вот эта вся, извините, балканско-сербская цыганщина, которая расползлась по Европе, начинает организовывать свои голосования. И пошла карусель. Я уже не говорю о турках: глядишь, и Германия так любит Турцию, что просто с ума сойти можно. При том, что менталитеты разные, песня - «эль-Агила-Агила-Агила» - ну никак не может нравиться, для немца это смерть. Но вся Германия голосует за турков. И как пошло нарушение правил, все сломалось.
- На твой взгляд, все же в чем причина неудач белорусских представителей на «Евровидении»? Не догоняют Европу?
- Если говорить о музыке, то, естественно, Беларусь отстает. Причем так, что не можешь себе даже представить. Я честно говорю. Хотя если в прошлом году был Юрка (Тео) со своим «Cheesecake», уже чувствовалось некое приближение. Скажем так, отставание была лет на шесть. Он сделал добротную, качественную песню, за которую мне впервые не было стыдно. Ведь обычно, когда поют белорусы, меня просто начинает колотить. Жаль тех артистов, так как уже с первого взгляда видно, что ничего не будет. Особенно когда поехала девушка, которая пела «Ай лав Беларусь». Винникова, кажется. Ну так это был вообще джаз, никогда не забуду.
Мы всегда смотрим «Евровидение» через Британию, по BBC, там самые крутые парни, которые ведут это шоу. И один из ведущих сказал, лучше и не придумаешь: «Никогда не задумывался, где та Беларусь, а теперь точно туда не поеду». Это говорят доки в шоу-бизнесе! То есть, артисты делают антирекламу своей стране! Или если ездила Лика, тогда еще Агурбаш. Это же была хохма: как, только не насмехались, что только не говорили насчет ее шмоток, переодеваний! Столько стеба было, не передать. Понимаешь, смотришь на весь этот балаган, и так больно - масса достойных артистов, которым просто не дают хода. Все же, как ни крути, родина есть родина, глубоко в сердце сидит, все-равно переживаешь. Поэтому дико обидно, ведь еще с советских времен считалось, что в Беларуси - одни из лучших музыкантов. Но через те же «понятия», коррупцию дело уничтожается.
- Для нынешнего «Евровидения» проект под названием «Милки» подготовил евротриумфатор 2009 года, норвежский белорус Александр Рыбак. Какие шансы были у этого варианта?
- Рыбак сделал фирменную песню. Пусть это даже это не мои музыкальные вкусы, не то, что я люблю. Дело не в этом. Но я вижу здесь коммерческий потенциал, так это то, что народ потом бы пел, что было бы в ротации. Очень грамотно расставил все акценты, и, думаю, был реальный шанс на успех. А его развели как мальчика, хотя он уложился «бабками», запустил целый механизм. Впрочем, точно так же, как и я когда-то подписался. Я во все впрягся, со всеми договорился; без ложной скромности, мы бы сделали хороший, качественный, европейский продукт, причем по минимуму затрат. Однако в Беларуси никого это не интересует, люди сидят и ждут, когда им кто даст взятку. У меня нет 100-процентного доказательства, что это так, но я нюхом чувствую, что это действительно так.
Я пытался «пропихнуть» на два «Евровидении» девочку, которую продюсирую. Это певица NaTtA. Она ни разу не прошла внутренние отборы. Потому что люди, которые все это организуют, знают, что я денег не дам. А если бы я сказал - парни, хочу, чтобы моя девушка была в финале, сколько вам «отстегнуть» - более чем уверен, что прошла бы. Само собой, не буду ничего утверждать, поскольку не вел такую игру. Однако у меня есть такое ощущение, что где-то там у кого-то есть свой шкурный интерес. Я имею в виду людей, которые группируются вокруг всего этого события.
- То есть, предлагал свои услуги неоднократно, да?
- Я предлагал свои услуги с 2010 до 2013 годов. Говорил им: мужики, если хотите - доверьтесь, раз я делаю это все здесь, в Бельгии, где условия несравнимы с вашими. Если бы я этим занялся, то не на пустом месте, я знаю многих профессионалов этой отрасли. Дело в том, что я работаю на «рекорд-лейбле»: грубо говоря, в музыкальном магазине, который по сути является «рекорд-лейблом». У нас три полноценных отдела с направлениями от хаус-музыки до панка. Я знаком с большим количеством продюсеров, знаю много авторитетных людей.
Если бы это было принципиально и мне сказала Беларусь - вперед, только смотри не выигрывай, ведь принимать «Евровидение» нет денег, но от второго-третьего места не откажемся, - это то, что осуществить вполне реально. Я бы вывернул эту ситуацию и сделал бы радость для страны. Но бился с этим несколько лет, и все напрасно: я никому не интересен, так как не даю взяток. Хотя я им объяснял: ребята, мы все заработаем. Не под столом 5 штук и, что называется, прячь артиста, а наоборот, чтобы артиста поднять и сделать его знаменитым. Знаете, кстати, сколько Рыбак заработал за год после победы на «Евровидении»?
- Думаю, что россияне на корпоративах отвалили немало ...
- Нет, я про официальные европейские деньги - on air, радио, телевидение. Так вот - 8 миллионов евро. Солидно, да? Я именно об этом. Ведь если ты не только выиграешь, но входишь в пятерку, то зарабатываешь реальные деньги. Например, взять команду из Латвии «Brainstorm», ребята доныне у нас гастролируют, до сих пор их на радио крутят, до сих пор они популярны. И они не были первыми, просто песня была достойная и народу понравилась. Я также предлагал сделать артиста и заработать на этом. Причем заработать миллионы. Не похитить 5 штук, а получить нормальные, приличные деньги. Но меня не слышат. И я перестал с этим бороться.
- Чтобы Беларусь наконец услышали в Европе, может, попробовать продвигать нечто аутентичное, то же осовремененный фолк?
- Ни в коем случае, никаких экспериментов с аутентикой. Забудьте про фолк на «Евровидении», так как давно уже доказана его тщетность. Что такое фолк? Фолк - это этническое искусство, это корни той земле, к которой имеет пиетет конкретный индивидуум. И оно может радовать сердце и душу только тех, у кого эти корни врастают. Поэтому это очень индивидуальная вещь. Вот скажите мне: вас монгольская национальная песня потенциально зацепит? Не исключаю, что, возможно, вас и зацепит, но остальных 10 человек - нет. Ведь это почти на уровне родовой связи, а кто к ней не присоединен – тому это попросту неинтересно.
В чем, по большому счету, прикол «Евровидения»? Нужно уметь создать то, что объединяет всех, чтобы у всех по телу мурашки побежали. Вот у Рыбака это получилось. При том, что в его песенке самом деле очень много белорусского - та наивность, та скрипочка. И не только я, а все, кто погружен в этот процесс, слышат белорусскую мелодичность. Но она подана в такой аранжировке, в такой форме, что цепляет буквально всех. Не затронуты негативные ноты, задействованные нотки только позитивные. А если человек выйдет на сцену и начнет гортанно выводит «уау-уау-уау», то кому это, извини за грубость, надо? Да никому. Да, я с тобой согласен, что в этом есть оригинальность. Но надо из всего объема белорусскости, национальной культуры, выбрать как раз такую мелодию, которая бы взяла за живое, независимо от этнической принадлежности. А не просто выйти и что-то спеть от имени народа. Достаточно рискованный такой подход, да и в любом случае нужен будет крутой продюсер.
- Если речь о провокации, то наилучшим вариантом представляется BRUTTO - единственное, что Михалок и компания под неформальной запретом...
- Вполне возможно - как провокация, как что угодно. Прежде всего, Михалок - красавец, умница, Серегу я дико обожаю. Единственное, когда он уже ушел в революционный панк, в нем исчезла, как бы лучше сказать, минорность. Вот когда он был в «Ляписах», у него были очень органичные мелодии, а теперь у него все на отбой, на раз-два-три. Ему бы немного того старенького зацепить под настоящее, и он намного большему числу людей зашел бы в сердце. Потому что те, кто любил его как «Ляписа», они, по большому счету, сейчас не очень слушают BRUTTO. Чтобы он оставил то свое «цепляние» - через юморок, через иронию - было бы круто. Он слишком серьезно вошел в тему, а надо просто «стебаться» с этого. Конечно, не мое дело давать ему советы, но ребята действительно могли бы что-то совершить - единственное, повторюсь, должна быть мелодия. Такая, чтобы ты послушал песню, а потом - хоть голову иди мой, ибо невозможно от нее избавиться. Вот такая надо, чтобы застревала в голове.
- Можно ли ожидать кардинальных изменений, пока процессами в белорусском шоу-бизнесе, при этом еще и подконтрольном государству, управляют насквозь старорежимные люди?
— Pra heta ž i razmova, što ŭ Bielarusi, abjektyŭna kažučy, ad «Eŭrabačańnia» ničoha nie zaliežyć. Heta nia toj vypadak, što z sazlučanymi sasudami. Bielaruski bok pryniaŭ svoj plian dziejańniaŭ i nia choča intehravacca ŭ ahuĺnaeŭrapiejski sajuz choć by na ŭzroŭni muzyčnym. To bok — kab usio rabić sumiesna, kab usie byli zacikaŭlienyja, jak ja ŭžo kazaŭ, u zarabliańni hrošaj i h.d. Sieli pa pryncypie «maja chata z kraju», kinuli im kostku, jany i radujucca — maŭliaŭ, statusna, hanarova. Viadoma, ničoha z hetaha nia vyjdzie. Alie jany siadziać na svaich miescach i nikoha tudy nia puściać — dakladna jak i prezydent, dakladna jak i hety Kalihula maskoŭski, jaki ŭžo pierajšoŭ usie ramki prystojnaści.
Язык оригинала: латышский
- Об этом же и речь, что в Беларуси, объективно говоря, от «Евровидения» ничего не зависит. Это не тот случай, что в сообщающихся сосудах. Белорусская сторона приняла свой план действий и не хочет интегрироваться в общеевропейский союз хотя бы на уровне музыкальном. То есть - чтобы все делать совместно, чтобы все были заинтересованы, как я уже говорил, в зарабатывания денег и т.д. Сели по принципу «моя хата с краю», бросили им кость, они и радуются - мол, статусно, почетно. Конечно, ничего из этого не выйдет. Но они сидят на своих местах и никого туда не пустят - точно как и президент, точно как и этот Калигула московский, который уже перешел все рамки приличия.
Самое обидное, что я раньше всегда гнал на политиков - куда же вы, гады, ведете народ? А в последнее время уже вижу, что народец, оказывается, доволен. Ведь когда вижу на машинах в Минске «Спасибо деду за победу», «Куплю шкуру Обамы», «Обама - чмо», то понимаю: народец того, видимо, стоит. И главное, самый прикол, никому в голову не придет рассмотреть один простой пример, а именно: конечный результат от противоборства двух систем. Можно реально наблюдать, что будет, если делится страна. Если, скажем, американцы, Запад спасают одну часть, а вторую - Россия (ранее СССР). Это Северная и Южная Корея – милости просим посмотреть. Америка в 1950-е воевала с Советским Союзом. Что смогли отвоевать - стала Южной Кореей. А то, что Москва оттяпала, стало Северной Кореей. Так вот, ребята, берите и делайте выводы - где бы вы хотели жить и против кого вы боретесь?
- По крайней мере, Россия, как наследник СССР, точно выбирает вариант северокорейский...
- Да, люди хотят в Северную Корею, хотят, чтобы их жизнь разделилась по их любимому принципу - жизнь не по законам, а по «понятиям». Вот и все. А если люди живут по «понятиям» - это очень сложно, так как «понятия» меняются каждый день, а законы - наоборот, с годами становятся только сильнее. Сейчас Чечня всему миру продемонстрировала, что она вообще на всех и на все «кладет». У них принцип управления - султанат, со всеми последствиями. Девушек принудительно отдают за старых, любые двери открыты - заходите, пожалуйста, выбирайте. А нарушение конституции Российской Федерации теперь называется «традицией народной». Понимаешь, это ужас, что творится! Поэтому, скажу откровенно, в связи со всем происходящим, я про «Евровидение» даже уже особенно и не задумываюсь.
- Олег, спасибо за беседу, успешной реализации нового проекта «Moonshine» - благо, в Бельгии никто на идеологический учет вас не поставит.
- Пожалуйста. Еще раз дико извиняюсь за свой белорусский язык, простите, что напряг российской речью. Я как раз из того поколения, когда из нас насильно выбивали все белорусское, это еще хорошо, что люди хоть как-то выстояли в этой борьбе. Но, слава Богу, растет новое поколение: смотрю, как появляется молодежь, которая говорит, поет по-белорусски - так это бальзам просто. Самое обидное, что нет политической оппозиции. То есть культурная оппозиция существует, а вот политическая - нет.
По крайней мере, отсюда я никого не вижу, чтобы кто-то мог быть, как в России есть тот же Алексей Навальный или Борис Немцов, царство ему небесное. Это политики, которые на самом деле что-то собой представляют и представляли. А в Беларуси? Абсолютно честно - я регулярно смотрю белорусские новости. Я не изолирован, у меня есть белорусские каналы - как «Белсат», так и государственное белорусское телевидение. И я не могу сказать, что, например, Рымашевский или Янукевич могут вправду взять на себя роль лидеров.
Единственный человек был, в кого я верил - это, конечно, Андрей Санников. Это интеллект, эта культура - все на высшем уровне. Поэтому его испугались в первую очередь и нейтрализовали. Это очень печальная история, потому что мне, еще раз говорю, хотелось бы верить, что Санников изменит ситуацию в Беларуси.