Именно поэтому Лукашенко обеспокоился наличием провластных профсоюзов даже в частных организациях.
На сегодняшнем съезде Федерации профсоюзов Беларуси в Минске Александр Лукашенко заявил о необходимости создания профсоюзных организаций на предприятиях всех форм собственности на протяжение ближайшего года. В интервью charter97.org председатель Беларуского Конгресса демократических профсоюзов Александр Ярошук заявил, что эти меры предсказуемы и являются реакцией на рост социальной напряженности.
— Такое требование — это исчерпывающая характеристика политической системы в Беларуси. Жесткая, авторитарная, с конкретными элементами тоталитаризма. Если государство дает поручение создать общественные профсоюзные организации… Как это вообще возможно? Ведь эти организации по определению являются добровольными. Можете себе представить, чтобы в эти общественные «добровольные» организации пожелали вступить 100% работников, включая и частные предприятия? — недоумевает эксперт.
— С какой целью Лукашенко дал такое поручение?
— В данном случае за такие одиозные поручения мы можем только порадоваться, потому что после этого уже никому не надо ничего доказывать и объяснять, что за организация такая ФПБ (Федерация профсоюзов Беларуси), и каким образом она может защищать права трудящихся. Совершенно очевидно, что речь идет о том, что эта организация будет защищать не трудящихся от власти, а власть от трудящихся. Именно с этой целью даются такие поручения. Чтобы жестко контролировать рабочих и чтобы держать их на коротком поводке, принудительно сделав их членами заведомо не добровольной организации и содержать над собой профсоюзных бюрократов.
— Выглядит эта затея очень сомнительно.
— Нас это скорее вдохновляет, чем разочаровывает, потому что, на самом деле, произошедшее очень красноречиво. Теперь уже даже у тех людей, которые все еще питали некоторые надежды на возможность перемен в стране, иллюзии могут развеяться окончательно и бесповоротно. Никто ничего здесь менять не собирается. Ни о какой либерализации речь не идет и никакой демократией не пахнет. Речь идет о том, что выстраивается жесткая авторитарная система власти.
— Фактически, Лукашенко хочет, чтобы представители власти присутствовали в каждом частном предприятии?
— На государственных предприятиях профсоюзные организации и так существуют. Здесь речь идет о частной форме собственности. Я понимаю, какой «восторг» испытывают представители немногочисленного фирм и компаний сегмента частной собственности. Теперь их ожидает еще один «сюрприз» в виде желтых прогосударственных профсоюзов, которые не имеют никакого отношения к защите прав трудящихся, а являются элементом системы власти и контроля над рабочими. Этим самым уже засвидетельствовано, что ФПБ окончательно и бесповоротно жестко вмонтирована в систему власти. Это не общественная организация, а часть системы государственного управления.
— Почему необходимость в таких мерах появилась именно сейчас?
— Страна медленно, но неотвратимо втягивается в самый острый в своей новейшей истории социально-экономический кризис. Поскольку реакция на происходящее неадекватная и те меры, которые должны приниматься в этой ситуации, не принимаются, режим очень боится роста социальной напряженности. Вы уже знаете, что сейчас наблюдается массовый исход рабочих с крупных государственных предприятий — таких, как МАЗ, МТЗ, «Гомсельмаш» и другие. И это только начало процесса. Масса предприятий имеют сокращенный рабочий график или не работает вообще. Естественно, те факторы, которые способны спровоцировать рост социальной напряженности. Таким образом власть, которая очень боится собственных рабочих, старается держать их под контролем. Именно с этой целью также предъявлены жесткие сроки исполнения, потому что ситуация может развиваться непредсказуемо. Власть боится любого проявления роста социальной напряженности и возможности протеста.