Официальный Минск продолжает попытки лишить «Восточное партнерство» политики и перевести его в исключительно экономический формат.
«Восточное партнерство» – это не только политика, это и деньги. И чем более открытую политику проводит страна, тем больше она может заработать. Об этом говорили участники бизнес-форума в рамках рижского саммита. Забыть политику и зарабатывать деньги, обойдя ее, предлагали белорусские бизнесмены, передает Белсат.
Бизнес в обход политики – это одна из любимых мантр официального Минска. О необходимости подчинить экономике и «Восточное партнерство» совсем недавно на встрече с еврокомиссаром Йоханнесом Ханом говорил и автор этой мантры – Александр Лукашенко.
На практике это означает: мы не прекращаем репрессии против диссидентов, держим в тюрьмах политзаключенных, не приемлем предложений по демократизации, а вы, Европа, торгуете с нами без условий и претензий. Но даже если на минуту представить, что Европа закрывает глаза на авторитарную политику руководства Беларуси, то барьеров для нормальных бизнес-контактов и так море. Это бюрократия и несовершенство законодательства. Беда в том, что этого не видят сами белорусские предприниматели, принявшие участие в бизнес-форуме.
«Таких критических вещей нет. Мы убрали барьеры на границе, мы убрали вопросы оформления транспортных потоков. Поэтому я бы сказал, что нет чего-то, что нужно революционно изменить. Надо работать, а когда появляются какие-то преграды, их надо ликвидировать», – говорит гендиректор Республиканского союза нанимателей Сергей Жарников.
Но сложно избавляться препятствий, если ты их не замечаешь либо сознательно игнорируешь. В Беларуси до сегодняшнего дня нет базового торгового соглашения с Евросоюзом.
«До сих пор между Беларусью и ЕС отношения регулируются прежним советским, 1989 года, соглашением о торговле. Это вообще выглядит нонсенсом», – отмечает аналитик Белорусского института стратегических исследований Андрей Елисеев.
Все остальные страны «Восточного партнерства» имеют минимум базовое соглашение о сотрудничестве. Грузия, Молдова и Украина уже унифицируют свои законы с европейскими и уничтожают последние барьеры в бизнес-контактах с Европой и, разумеется, зарабатывают на этом.
При том, что среди всех стран «Восточного партнерства» в Беларуси самая низкая эффективность освоения помощи ЕС, в 2006-2012 годах наша страна получила от Евросоюза целых $755 млн! К 2020 году на социальные, экологические и другие проекты Минск получит очередные сотни миллионов. И эта сумма могла бы быть гораздо большей. Для этого нужно уменьшить количество согласовательных органов, антизападные настроения чиновников и огромную бюрократию. Но это, пожалуй, не вписывается в планы официального Минска, так как все это и есть самая настоящая политика.