У белорусской промышленности нет будущего.
Один из промышленных гигантов – завод «Атлант» – прекратил свою работу. Какая ситуация складывается на промышленном рынке Беларуси, анализируем вместе с лидером Белорусского конгресса демократических профсоюзов Александром Ярошуком, передает «Белсат».
- Ситуация на «Атланте» – не первый, и хочу заверить – не последний подобный случай в Беларуси. Все это последствия острого социально-экономического кризиса. Наши власти постоянно утверждают, что виновата во всем Россия и мировой экономический кризис. А мы добавляем, что еще больше виноваты белорусские власти, которые, собственно говоря, и довели ситуацию до этого состояния. Наша продукция не находит себе места на рынке по причине своей неконкурентоспособности. А когда появились проблемы на российском рынке, когда он не стал принимать в прежних объемах белорусскую продукцию – проблемы нашей внутренней экономической политики обострились до такого состояния, что МАЗ работал по сокращенному графику, и МТЗ, и «Гомсельмаш», и целый ряд предприятий. И то же самое происходит сейчас с «Атлантом». Уверяю вас: скоро мы услышим названия новых предприятий.
- Какие в таком случае можно дать прогнозы для белорусской экономики и промышленности в частности?
- Я бы сказал, весьма неутешительные. Потому что мы только в самом начале вовлечения в социально-экономический кризис, который является результатом банкротства экономической политики и экономического курса, продолжающегося целых двадцать лет. Поскольку речь идет только об ожиданиях белорусских властей, что вот-вот оживет российский рынок. Это что – стратегия? А если российский рынок не оживет? А если оживет и не потребует белорусской продукции? А мы можем судить и так. Холодильник того же «Атланта» стоит столько же, сколько «Bosch». При том, что качество белорусских холодильников, наверное, все-таки похуже. К большому сожалению. То же касается и тракторов, и грузовых автомобилей, и комбайнов, и всего остального. Поэтому мы можем говорить, что нет будущего у белорусской промышленности.
- Работники во время простоя получают 2/3 своей зарплаты. Помогут ли такие меры улучшить ситуацию? Может, стоит сделать что-то еще?
- То, что они получают 2/3 зарплаты – с одной стороны, вроде, неплохо. Но на самом деле это помогает так же, как укол тяжелобольным. Он не снимает проблемы. Если они работают и производят то холодильники, то трактора, и потом их гонят на склад, работники просто проедают вот эти оборотные средства. Это делает еще более угрожающей перспективу для этих предприятий и экономики в целом.