Только в случае организованного давления на диктатора внутри страны, он пойдет на освобождение политзаключенных.
Об этом в интервью charter97.org заявил сопредседатель «Молодого фронта» и бывший политзаключенный Дмитрий Дашкевич.
- На саммите «Восточного партнерства» в Риге министр Владимир Макей заявил журналистам, что в Беларуси нет политзаключенных, а есть обычные «преступники», осужденные на основании Уголовного кодекса…
- Нет ничего нового под луной. При Сталине миллионы людей гибли в концлагерях – и не было никаких политзаключенных, все были уголовными «преступниками». Сам термин «политзаключенный», на основании белорусского законодательства, не имеет юридического обоснования. Это наша c вами задача – сделать так, чтобы международное сообщество и гражданское общество в Беларуси знало о том, что тот или иной человек находится в тюрьме за свои убеждения. И освобождения политзаключенных должен добиваться каждый порядочный человек и политик.
- Какими методами следовало бы воздействовать на белорусские власти с целью освобождения политзаключенных?
- Самый действенный метод – это санкции. Но нерешительные лидеры Европы сейчас на это неспособны. Они готовы были даже «проглотить» Крым, чтобы «умиротворить» Путина. Что уже говорить о том, чтобы Европа пожертвовала своими экономическими интересами ради белорусских политзаключенных? Я уже давно являюсь сторонником идеи, что нам надо рассчитывать на самих себя. Чем сильней будет гражданское общество и оппозиция в Беларуси – тем большим будет шанс, что Лукашенко освободит политзаключенных. Если бы на разрешенные акции – тот же День Воли – выходило не 2-3 тысячи человек, а 30-40 тысяч, то диктатор бы совершенно иначе себя вел, в том числе и по вопросу политзаключенных. А сейчас – да, любого человека по надуманному поводу могут упрятать в тюрьму. Взять пример Николая Дедка: ему оставалось несколько дней до освобождения – и человека «закрыли» еще на год! И все это «проглотили» - и приглашают Макея на саммит в Ригу. Когда-то так заигрывали с Гитлером, мы помним, чем это закончилось.
- Бойкот так называемых президентских «выборов» смог бы повлиять на позицию властей по политзаключенным?
- Мы уже сейчас видим, что неучастие в «выборах» стало принципиальной позицией не для всех. Некоторые готовы «бежать» на выборы: Калякин вот на днях собрался отстаивать «идеалы Ильича». Этот «раздрай» способствует только тому, что диктатор может делать все, что угодно. Если бы оппозиция реально сплотилась и провела кампанию бойкота – это был бы весомый удар для Лукашенко. Потому что Лукашенко привык лавировать, как только почувствует чью-то силу. Но для этого надо оказывать на него реальное давление. Как только он чувствует давление, например, с Востока – сразу начинает лавировать в сторону Запада… Нам нужно организовывать и осуществлять внутреннее давление на диктатора. Тогда он, вероятно, пошел бы на освобождение политзаключенных.
- То есть, те «политики», которые идут на выборы – фактически предали своих соратников, находящихся в тюрьме?
- Каждый из так называемых «кандидатов» - это человек, играющий на руку Лукашенко. Мы уже слышим от них заявления, что они не будут призывать к мирным акциям протеста. Это до чего надо унизиться: оппозиционный политик, который сам признает, что в Беларуси нет честных выборов, заявляет, что не будет протестовать против фальсификаций… То есть Ермошина напишет ему пару процентов – а он и доволен. Я для такого нахожу только одно слово, каким бы грубым оно ни было – это проституция. Это неприкрытая моральная проституция, которая даже хуже физической. Просто не хочется иметь с этими людьми ничего общего.