Добрососедские отношения нужно начинать строить с прекращения дестабилизации других стран.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров возмущается решению Республики Молдова контролировать передвижение военнослужащих так называемого миротворческого – а на самом деле оккупационного – контингента через аэропорт Кишинева. Воздушные ворота Молдовы остались единственной лазейкой, через которую оккупанты могут проникнуть в Приднестровье – территорию, с помощью которой они стараются дестабилизировать соседнюю с Украиной страну уже третье десятилетие. И теперь возник логический вопрос – как поддерживать существование оккупационного контингента, если Украина отказалась допускать "миротворцев".
Можно, конечно, сожалеть, что мы не сделали этого раньше – до того самого дня, когда мы разделили судьбу Молдовы. Но это классический пример – пока не побываешь в чужой шкуре, вряд ли поймешь, что чувствует другой человек – или другая страна. Приднестровье – это такой же "совковый" нарыв на теле Молдовы, как оккупированный Крым – на теле Украины. Сейчас в такую же рану – только постоянно кровоточащую – пытаются превратить Донбасс. И наша задача – помочь излечиться. И себе, и соседям.
Если российские политики действительно озабочены судьбой своего контингента в Приднестровье, то они должны принять единственно правильное решение – сматывать удочки. Можно конечно, начать большую войну за "коридор" – и к Приднестровью, и к Крыму. Но хватит ли у России ресурсов на такую авантюру? И стоит ли овчинка выделки?
А если не стоит – то можеть хватит строить из себя великую державу? Может, поискать пути для построения равноправных добрососедских отношений с соседями? Перестать называть их "периферией", видеть себя пупом земли. Это Россия может в результате своих геополитических экзерсисов стать периферией Китая. А мы хотим быть участниками равноправных союзов, у которых просто по определению не может быть периферий. И у Молдовы тот же самый, единственно разумный, вектор развития.
Добрососедские отношения нужно начинать строить с прекращения дестабилизации других стран. Приднестровье – это Молдова. Абхазия и Южная Осетия – это Грузия. Крым и Донбасс – это Украина. Задача России – содействовать восстановлению территориальной целостности соседних стран. Да, где-то для этого необходим серьезный диалог, международные гарантии, поиск механизма сосуществования и реинтеграции. Но лучше заниматься миром, чем войной.
А жителям оккупированных регионов я могу посоветовать тоже реалистичнее посмотреть на мир вокруг и понять, где они живут на самом деле. Кстати, в желании жить в России я не вижу ничего плохого. Это такое же естественное желание, как жить в Украине, Молдове, США, Германии, Франции, Израиле…
Но обычно люди, желающие где-то жить, переселяются в столь важную для них страну, а не объявляют ее частью часть территории другого государства. И совершенно не важно, составляют ли эти люди большинство или меньшинство на такой территории. Важно, что вместо жизни в России они получают жизнь в нищете и бесперспективности. Этим людям – плохо. Нам с вами - сложно. Россияне тоже скатываются к бедности и краху. Зато Путину хорошо.
Виталий Портников, NEWSru.ua