Без главного мотива – перспективы членства - «Восточное партнерство» очень скоро деградирует до обычной бюрократической волокиты.
В действительности на саммите в Риге присутствовал еще один незримый седьмой участник, который не является партнером – путинская Россия. Европейские лидеры, однако, не могут позволить себе признать виртуальное присутствие этой угрожающей силы. Опасения из-за реакции России на любые дальнейшие усилия по поддержке Украины, стали причиной того, что лидерам государств не удалось даже согласовать совместное заявление об осуждении РФ за аннексию Крыма - отказались Беларусь и Армения.
Как и вся европейская политика соседства, перспективная ранее программа «Восточного партнерства» ЕС, инициированная Варшавой и Стокгольмом, сегодня находится на последнем издыхании. Причина довольно проста: кроме экономических издержек, Европейский союз опасается, что дополнительные обязательства перед странами-партнерами могут разозлить Кремль.
На сегодняшний день основная цель Европы заключается в замораживании конфликта в Украине, поэтому любые шаги, которые могли бы вдохнуть жизнь в программу «Восточного партнерства», будут отложены из-за боязни возможной реакции Москвы. Вместо реальной поддержки со стороны ЕС, сталкивающийся с серьезными трудностями Киев слышит исключительно голословные признания и поощрения своих европейских устремлений. Наиболее показательным в этом контексте являются слова канцлера Германии Ангелы Меркель во время саммита в Риге. Она завила, что «Восточное партнерство» не является инструментом расширения ЕС», а есть лишь механизмом для сближения с ЕС.
Тонкости этих утверждений поймут не все. Но Кремль, очевидно, будет рассматривать заявление Меркель как однозначный отказ от намерений углубляться в российское «ближнее зарубежье», которое Путин считает своей зоной интересов.
Украина же тем временем пытается избежать экономического краха и одновременно опасается возобновления наступления спонсируемых Россией сепаратистов в Донбассе. Европейская политика соседства, которая всецело обусловлена бюрократическими нормами, не будет эффективной, пока Евросоюз не предложит своим партнёрам конечной награды в виде членства в ЕС.
Эндрю Михта, председатель варшавского представительства Фонда Маршалла
The American Interest, перевод «Новое время»