Американский политолог убежден, что между Россией и Западом давно лежит ценностная пропасть, которая и определяет действия Кремля.
Запад полагает, что причина конфликта с Россией - это политика Кремля, которая, в свою очередь, определяется одним человеком, Владимиром Путиным. Однако, скорей всего, проблемы с Россией объясняются самой Россией, а не Путиным единолично, считает политолог Томас Грэм. Напомним, Грэм работал в администрации Джорджа Буша-младшего в качестве специального помощника президента по вопросам политики в отношении России и был старшим директором по России в Совете национальной безопасности США в 2004-2007 гг.
Фактически, Путин - это верхушка мировоззренческого айсберга всего российского общества, символ его мышления, пишет Грэм в статье для Financial Times (перевод — liga.net). А "российская проблема" появилась у Запада еще 200 лет назад, к концу наполеоновского периода. Между Россией и Европой образовалось то, что Грэм назвал ценностной пропастью: в России сохранялся авторитарный режим, а Европа начала двигаться в сторону либеральной демократии. Кроме того, Россия всегда стремилась отодвинуть свои границы от сердцевины государства, и остановить ее мог только сильный ответ. И то, что Запад считает империализмом, Россия совершенно искренне полагает укреплением собственной защиты. Соответственно, страны ЦВЕ, по мнению России, выбирали и выбирают не между независимостью и доминированием России, а между двумя доминантами - западной и российской. И именно это происходит сейчас в Украине, убеждены в Кремле.
Внутри такой картины мира Россия совершенно естественно опасается европейского единства, отмечает Грэм. Она может противостоять Германии, Великобритании или Франции по отдельности. Но никак не всему Старому Свету, который превосходит ее и по количеству населения, и по мощи и уровню развития. И точно таким же гигантом по сравнению с Россией выглядят США. Экономическая и технологическая отсталость заставляет Россию чувствовать себя уязвимой и грозить всему миру оружием, в том числе ядерным. Но нужно понимать, что это не нарождающася сила новой империи, а проявления упадка империи умирающей, пишет Грэм.
И с этой угрозой вполне можно справиться, убежден он. Во-первых, нужно возродить "европейский проект" и совместно бороться с тем, что противоречит европейским ценностям - с дефицитом демократии, неравенством. В этой связи присутствие НАТО в Балтии необходимо, но важно не зацикливаться на милитаризации, поскольку угроза Кремля - скорее политическая.
Во-вторых, нужно усиливать помощь Украине. Нужно содействовать в построении эффективного украинского государства, которое способно защитить европейские ценности и единство от атаки России. А простое сдерживание не сработает в глобализированном и мультиполярном мире, заключает политолог.