За одной судьбоносной неделей для Греции следует другая, но ничего не происходит. Теперь в трагедии вокруг евро, помощи Афинам и леворадикальных фантазий близка развязка.
Если правящая в Афинах коалиция левых и правоцентристов не примет, в конце концов, нужные решения, то июнь может стать последним месяцем Греции в европейском валютном союзе. Приближается срок очередных платежей по кредитам Международному валютному фонду (МВФ), а мы вновь слушаем какофонический концерт греческих министров, заявляющих как о скором банкротстве страны, так и о скором прорыве на переговорах с международными кредиторами. Составить представление о том, как действительно обстоят дела с греческими финансами, очень сложно. По всей видимости, представления об этом не имеет и сама руководящая Грецией группа радикалов, передает Deutsche Welle.
Вместо того чтобы добиваться прогресса на переговорах с так называемой "европейской тройкой", выступая с конкретными и действенными предложениями, премьер-министр Греции Алексис Ципрас уже заранее разразился обвинениями. Он уверен в существовании в ЕС заговора банды неолибералов, которые перекрывают Афинам кислород своими абсурдными требованиями и хотят дать на примере этой страны наглядный урок другим. Но абсурдными являются исключительно идеологически окрашенные тезисы, которыми Алексис Ципрас щеголяет во французской газете Le Monde. Во всем виноваты лишь злые европейцы и МВФ, сокрушается греческий премьер.
Греки не выполняют обязательства
Но давайте вспомним лишь о том, что 20 февраля Греция обязалась представить в течение нескольких дней конкретный список реформ, который позволил бы выделить этой стране в апреле новый транш помощи. Такой список не получен и до сих пор. Греческое правительство предложило проведение ряда административных реформ налоговых органов, а также изменение НДС. Целью данных инициатив является оптимизация налогообложения и рост налоговых поступлений. Это шаг в правильном направлении, но выдвинутых предложений далеко не достаточно, чтобы привести в порядок государственный бюджет и оживить экономику страны.
Несчастный министр финансов Янис Варуфакис растратил массу ценного времени в стремлении произвести эффект на публику. Теперь времени осталось действительно в обрез. 30 июня истекает срок достижения договоренностей по предоставлению Греции дальнейшей помощи.
Для того чтобы к этому сроку можно было технически осуществить выплату первого транша, Афины должны не позднее середины июня достичь договоренностей с кредиторами. Кроме того, соглашение должно быть утверждено министрами финансов Еврогруппы, а также парламентами целого ряда стран еврозоны. А греческий парламент должен хотя бы дать старт проведению некоторых запланированных реформ, что также будет непросто из-за борьбы различных фракций в возглавляемой Ципрасом леворадикальной коалиции СИРИЗА.
Телефон доверия вместо политики
Но что делает Алексис Ципрас? Вместо того чтобы придерживаться существующей в Еврогруппе четкой процедуры, он звонит по "телефону доверия". Уже почти ежедневно он разговаривает с канцлером ФРГ Ангелой Меркель (Angela Merkel) и французским президентом Франсуа Олландом. Ципрас хочет достичь "политического решения" на высшем уровне. Руководство ЕС уже многократно повторяло, что у Брюсселя есть политическая воля сохранить Грецию в еврозоне. Но ему не хватает четких обязательств со стороны Афин, выполняющих условия для предоставления новых кредитов.
Безусловно, следует говорить и договариваться о дальнейшем курсе оздоровления экономики Греции. И делать это необходимо, в том числе, на высшем политическом уровне. Но сначала, и об этом должно быть известно Алексису Ципрасу, следует разрешить острый финансовый кризис в этой стране, который через несколько недель может выбросить греков из еврозоны.
О возможности такого развития событий уже предупреждают даже министры "большой семерки", и прежде всего США. Греции нужен глоток свежего воздуха. Премьер-министр Ципрас может сколько угодно встречаться с Меркель, Олландом и председателем Еврокомиссии Юнкером, но решения принимает Еврогруппа, и все 19 ее членов должны проголосовать единогласно.
Четыре катастрофических месяца
Большую часть вины за все более обостряющийся финансовый кризис в Греции несет правящая в Афинах правительственная команда, которая, по всей видимости, не может делать свое дело лучше или не знает, как это сделать. После прихода в феврале к власти нынешнего правительства греческая экономика вновь скатилась в рецессию, из которой она только что с большим трудом выкарабкалась. После вычета платежей по погашению задолженности бюджетные излишки превратились в бюджетный дефицит. Доверие инвесторов полностью подорвано, снижается и число туристов, посещающих страну.
Чтобы сохранить платежеспособность, греческое правительство с трудом выскребает последние деньги из бюджетов государственных страховых компаний, университетов и больниц. Созданный МВФ резервный фонд был использован не по назначению. Греческие банки полностью зависимы от средств Европейского Центробанка, в то время как вкладчики и инвесторы забирают из них свои деньги, переправляя их затем за границу или пряча под подушкой. Дальше так продолжаться не может.
Действовать или отступать
Греции и Европе теперь нужны мужественные решения властей в Афинах. Либо правительство должно уступить место новой команде, которая сумеет вывести страну из кризиса. До сих пор политика СИРИЗА была провальной. Даже если ей в последнюю секунду удастся удержать Грецию в еврозоне и после июня, неясно, что будет потом.
Доверие европейцев и инвесторов к греческому правительству подорвано надолго. Кто будет договариваться с Грецией о несомненно необходимом с июля третьем пакете помощи и кто будет его финансировать?
Решению проблемы не способствуют обвинения в газетных статьях и одновременные звонки лидерам других стран, которые тогда, должно быть, являются "неолиберальными заговорщиками". Греция заслужила лучшего. Алексис Ципрас должен, наконец, прекратить говорить и начать действовать. Если он не может это сделать, то лучшим решением будет проведение новых выборов.