В Могилевском государственном университете им. Кулешова объединяют факультеты.
За последнюю пятилетку количество студентов в университете уменьшилось почти на тысячу. С объединением четырех факультетов в два сократится и преподавательский корпус. По словам проректора по учебной работе Николая Бузука, «переформатирование» факультетов — вынужденная мера, чтобы не закрывать специальности». С такой ситуацией, говорит он, столкнулось большинство высших учебных заведений Беларуси, пишет БелаПАН.
«Мы выполняем нормативные документы, — поясняет собеседник. - Это связано с новыми правилами игры, введенными в прошлом году. Согласно им факультет как структурное подразделение университета должен иметь не менее 200 бюджетных мест дневной формы обучении. Тогда он имеет право на существование и может содержать штатную единицу декана».
«Негативно отражаются и отголоски демографической ямы, — продолжает он, — и экономическое положение, влияющее на количество желающих поступать на платное обучение. Ухудшает ситуацию и отсутствие заинтересованности молодых людей получить педагогические профессии. Оказывает свое влияние и большое количество университетов в Беларуси».
«Жертвами» объединения станут физико-математический, исторический факультеты, а также факультеты обществоведения и славянской филологии. Вместо них появятся историко-филологический факультет и факультет математики и обществоведения. Пострадает и преподавательский состав университета — произойдет сокращение штата.
Николай Бузук замечает, что сокращение будет проводиться «по-человечески».
«Есть довольно большое количество людей пенсионного возраста, — поясняет собеседник. — Есть пожилые преподаватели, у которых нет ступеней. В первую очередь с этими людьми будем прощаться. Конечно, кто-то может оказаться и обиженным. Но что же делать, жизнь есть жизнь».
«Нужно сокращать и количество кафедр, — продолжает он. — Их каким-то образом тоже объединять. Мы как-то нашли понимание и с заведующими кафедр. Из них никто не стал в оппозицию или негативно воспринял то, что у нас происходит».
На вопрос, поможет ли университету присоединение Беларуси к Болонскому процессу, Бузук ответил: «Конечно, это прогрессивное явление, с одной стороны. Но если задуматься — чтобы не происходило вымывание наших молодых людей, в первую очередь ученых, в том числе студентов, хорошо подготовленных за границу. Поскольку свободно, как говорят, открываются двери в Европу».
Найти желающих среди преподавателей, чтобы поговорить на тему изменений в университете, не удалось. В частных разговорах некоторые отмечали, что процесс объединения факультетов — реальность, которую нельзя обойти.
Бывшие выпускники связывают недобор студентов в университете с падением престижа профессии учителя. Об этом говорит выпускник исторического факультета вуза Алесь Крыжевич.
«Совсем неуважительно относятся нынче к учителям, — замечает он. — Кроме непосредственно преподавательской деятельности, нагружают педагогов другими вещами, например сбор макулатуры, металлолома и так далее. Учитель не должен этим заниматься. Конечно же, молодые специалисты очень мало зарабатывают. Полтора-два миллиона — это максимум, что может заработать молодой учитель».
Еще один выпускник университета, Евгений Дудкин, в школе одного из райцентров Могилевской области учит детей истории и обществоведению. Он тоже отмечает, что профессия учителя сейчас непрестижная. Его не удивила новость о недоборе студентов в университет, где он учился:
«Мало кто идет учиться, так как считается, что педагог — непрестижная профессия. Лучше зарабатывать где-то в торговле, в бизнесе, чем учить детей. Когда приезжает молодой педагог из областного центра в деревню, ему тяжело влиться в новую для него жизнь. Поэтому и не хватает учителей. Тут как раз нужны хорошие директора-менеджеры, которые бы нашли, чем заинтересовать молодых специалистов, чтобы они остались в школе».
Дудкин считает, что многих желающих поступить в университет пугает распределение. Те же, кто поступают на платное обучение, говорит он, стремятся получить документ о высшем образовании. Сама профессия их мало интересует.