В соответствии с логикой войны на поражение под Марьинкой должен последовать ответ.
Почти неделю в средствах массовой информации Украины центральной темой было назначение Михаила Саакашвили главой Одесской областной государственной администрации.
Событие, конечно, неординарное, но не влияющее на общий ход событий в отечестве. Куда сильней на этот ход повлиял заурядный и поначалу должным образом неоцененный бой местного значения в Донбассе.
Враг отброшен
В ночь со вторника на среду 3 июня перестрелки у райцентра Марьинка и железнодорожной станции Красногоровка (расположенных практически у самого Донецка) переросли в массированное наступление донецких сепаратистов на территорию, подконтрольную силам АТО. Наступление сопровождалось применением тяжелой артиллерии, «Градов», «Смерчей» и танков. В операции со стороны «ДНР» были задействованы большие силы обычной пехоты и спецподразделений. В том числе российских.
Бой продолжался почти сутки с переменным успехом, но в итоге Марьинка осталась под контролем Вооруженных сил Украины, а террористы отступили с большими потерями. Итог вроде бы для нас положительный, если бы не ряд странностей, которыми операция сопровождалась.
Главная странность в том, что сепаратисты выбрали для своего наступления хорошо укрепленное с нашей стороны направление. При этом в район боев ВСУ легко было перебросить резервы и, как показал бой, вернуть даже отведенную от линии разграничения огня украинскую тяжелую артиллерию.
С помощью этой артиллерии сепаратистов под Марьинкой остановили и разгромили. При этом факт остается фактом — не только враг, но и наша армия нарушила Минские договоренности. Перемирие, как его не оценивай, сорвано. И теперь бессмысленно рассуждать, кто «первый начал» и кто в этом срыве виновен.
Если говорить о последствиях, то они выгодны, конечно, российским агрессорам и донецким сепаратистам. На протяжении полутора месяцев с помощью засылки диверсионно-разведывательных групп они активно провоцировали силы АТО на масштабные столкновения. Но под регулярными обстрелами с гибелью украинских военнослужащих и мирного населения наша армия выстояла и на провокации не отвечала. Военное и политическое руководство Украины не хотело ни формально, ни фактически нарушать пункты Минских соглашений о прекращении огня и отводе тяжелых вооружений от согласованных линий разграничения.
Кремль со своей стороны в этом вопросе тоже не хотел проявлять инициативу. Цена расширения российской агрессии на Донбассе перед саммитами «Большой семерки» и Евросоюза может быть для новой империи непомерно высокой. Но в окружении Путина есть немало людей, готовых заплатить любую цену за дальнейшее обострение конфронтации с Западом. Возобладали, видимо, именно их расчеты.
Тревожные признаки и угрожающие симптомы
В начале июня по целому ряду признаков стало ясно, что Минские соглашения (даже в российской интерпретации) для Кремля не догма, а руководство к наступательным действиям. Заседание Трехсторонней контактной группы в столице Беларуси было бесцеремонно сорвано, а российский представитель Азамат Кульмухаметов покинул зал заседаний, как только стали обсуждать реальный отвод войск и вооружений в зоне АТО.
В адрес украинского руководства и лидеров западных стран со стороны российского МИДа одно за другим пошли заявления на грани фола. В аэропорту российские пограничники не допустили въезда в Россию депутата бундестага от ХДС Карла-Георга Велльмана, а в министерства иностранных дел стран Евросоюза со Смоленской набережной поступил уже официальный список лиц, которым запрещен въезд в Россию. Всего 89 фамилий.
В их числе бывшие вице-премьеры, действующие парламентарии и политические лидеры стран Европы, а также бывший еврокомиссар по вопросам расширения ЕС и европейской политики соседства Штефан Фюле. Лучшего способа разозлить политическую элиту Европы и довести ситуацию до кипения перед началом боевых действий на Донбассе нельзя было придумать.
Довели. Начали. Но в Кремле не сразу подумали, что делать дальше. В соответствии с логикой войны на поражение под Марьинкой должен последовать ответ. Типа наступления боевиков на других участках фронта или (если принято решение сбросить маски) прямого введения вооруженных сил РФ в Украину.
На существование плана такого вторжения и осуществление его в ближайшее время указывает просьба Валентины Матвиенко членам Совета Федерации России «далеко не отлучаться», так как возможно внеочередное заседание Совфеда. Последний раз такое заседание собирали 1 марта 2014 года. На нем Путин потребовал и получил разрешение на ввод российских войск в Украину. Это разрешение под напором США и Евросоюза потом было отозвано, как многие полагали, ненадолго.
Ставки повышены до предела
Теперь, видимо, «момент истины» наступил. Ставки сделаны и подняты до верхнего предела. 7 июня, когда в Баварии соберется саммит G7, станет ясно, где этот предел и как долго ведущие страны мира собираются терпеть разбой и наглое поведение агрессора в сердце Европы.
В испытании такого терпения, собственно, и состоит метод бандитов. Сначала «дай закурить», потом выверни карманы, а под конец благодари, что не забили до смерти. Украина прошла уже три стадии унижения. Теперь время Балтии и стран Восточной Европы, затем остальных в порядке очередности.
В конце тридцатых годов прошлого века такую же очередь выстроил Гитлер. Но повторять историю с миллионами жертв никому не хочется, и самое правильное в такой ситуации бандита не уговаривать, не соглашаться на предлагаемые компромиссы, не реагировать на угрозы и не угрожать самому. А на насилие отвечать адекватной силой.
За полтора года войны в Украине многое поняли и многому научились. Поняли, что сделанные в Минске уступки ответных уступок не вызовут. Поняли, что, прикрываясь мирным населением Донбасса как живым щитом, бандиты без конца будут убивать людей и разрушать дома и заводы. А сколько ни «давай им закурить», сколько ни выворачивай карманы на социальные выплаты оккупантам, положение не изменится. И нужна полная блокада захваченных территорий, чтобы страна не упала сепаратистам под ноги.
Надо также надеяться, что отпор, который террористы получили под Марьинкой, для «народных республик» станет уроком. А с их российскими хозяевами в случае ввода войск в Украину разговор будет другой. Ведущие страны мира опомнились. Друг за другом занимать очередь на самоубийство не станут.
Леонид Заславский, «Чорноморські новини»