Белорусский диктатор также несет ответственность и за агрессию России в Украине.
Об этом заявил российский оппозиционер-диссидент Константин Боровой, который стал персоной нон грата в Беларуси после шутки о готовности возглавить там партизанский отряд имени Новодворской и Рейгана. Политик дал интервью белорусскому блогеру Виктору Никитенко, сообщает «Эхо Москвы» в Санкт-Петербурге».
— Вы считаете Лукашенко легитимным президентом?
— Нет, конечно. Это — классический диктатор, который узурпировал власть, нарушил Конституцию с помощью силовых методов, репрессий, фальсификаций выборов и остановки демократического существования Беларуси. Он совершает ежедневно уголовные преступления против своей страны и граждан. Политические заключенные, подавление средств массовой информации — весь классический набор. В отличие от Путина, он пока не ведет военных действий, но соединен с кровеносной системой России, где у власти тоже диктатор. Он с такой степенью поддерживает диктатуру в России, что в общем за все преступления Путина он, безусловно, несет ответственность вместе с ним.
— Как вы думаете, почему Кремлю выгодно поддерживать белорусский антиконституционный режим? Почему на протяжении 20 лет происходит эта финансовая, экономическая и, в какой-то степени, идеологическая поддержка?
— Сегодняшний статус Беларуси - статус колонии России с управляемым диктатором - очень устраивает Путина и имперцев. В любой момент, когда это понадобится Москве, в Беларуси они могут поменять «генерал-губернатора». На этот счет у Лукашенко, насколько я знаю, никаких иллюзий нет, поэтому он пытается лавировать, имитировать некоторую независимость и проводить переговоры. Очень похоже на то, что делает Рамзан Кадыров. Но это все больше на шутовство похоже, чем на реальную политику.
— Ну да. Это — внешняя картинка. Чечня и Беларусь похожи экономически, они оба — дотационные режимы. А ментально Беларусь находится в Европе, поэтому здесь вынужден он вносить какие-то иллюзии демократического развития. Третий мой вопрос: если в России сменится власть демократическим путем, реально демонтируется эта путинская чекистская система и придут новые люди — сможет ли это стать началом демонтажа в самой Беларуси?
— Я думаю, что режим Лукашенко в этом случае продержится еще несколько месяцев. Фактически его развал и демонтаж начнется немедленно. Не будет ресурсов просто поддерживать видимость какого-то благополучия…
— А вы думаете, новые российские правители демократического склада не будут его поддерживать на международной арене?
— Ну, если мы с вами под демократией понимаем отрицание имперскости и имперских проектов, то, конечно, аналогия же здесь с 91-ым годом полная будет: возникнут автономные режимы демократические, недемократические, авторитарные. Я думаю, что Беларусь на первом этапе будет напоминать какой-нибудь Узбекистан. Просуществовать так долго нельзя, потому что границы открыты… И тут выбор будет простой: либо смена режима (это достаточно быстро), либо закрытие границ. Но эта, такая раковая опухоль в восточной Европе… Я не думаю, что она долго просуществует. С закрытыми границами — такая нищая Албания.
Вот здесь аналогия ближе к Албании в экономическом и политическом смысле. И конечно же, переходные процессы… Несмотря на это, у людей будет просто необходимость выживать. Перейти на качественно более низкий уровень материального обеспечения будет очень тяжело. При том, что инструменты подавления, которые создал Лукашенко (политический сыск), достаточно эффективны, я думаю, что могут работать и автономно. Но свернется этот режим довольно быстро.
— То есть в условиях российской демократии белорусский режим не просуществует?
— Понимаете, экономические факторы будут его убивать. Катастрофическое положение предполагает работающую экономику. Это, скорее, — отсутствие экономики — это производство советского, старого оборудования никому ненужного. Сейчас это покупается, но в условиях конкуренции это не будет нужно никому. Следующий шаг — закрытие границ, попытка создания «вещи в себе». Лукашенко постарается сохранить систему собственной безопасности, но на нее тоже не будет никаких ресурсов — значит начнет разваливаться она. Тут появятся некоторые центры сопротивления. Я думаю, это закончится быстро, через несколько месяцев.