Кто и зачем обостряет ситуацию в Донбассе.
Относительное затишье на востоке Украины было взорвано попыткой боевиков захватить Марьинку – населенный пункт, вплотную примыкающий к Донецку. В военном плане этот всплеск активности вряд ли имел смысл, первую скрипку здесь играли политические резоны.
Перемирие в рамках Минских соглашений и без того было хрупким и неидеальным. Боевики практически ежедневно обстреливали украинские позиции, провоцируя ответный огонь наших военных. Но наступление на Марьинку имело четкий сигнал – срыв работы Контактной группы в Минске, встречу которой покинул представитель России Азамат Кульмухаметов. Буквально через несколько часов несколько сотен боевиков при поддержке бронетехники и артиллерии попытались захватить населенный пункт, который контролировали украинские военные.
Похоже, сепаратисты ставили перед собой две взаимоисключающие цели. Если бы им удалось захватить Марьинку, они попытались бы раструбить о своих успехах и максимально деморализовать украинских военных и общество в целом. Но поскольку ВСУ оперативно и решительно дали отпор нападавшим, в информационном пространстве появилась другая версия: о нарушении Украиной Минских договоренностей и артиллерийских ударах по мирному населению Донбасса. К тому же на следующий день после наступление сепаратистов президент выступал с обращением к парламенту, и даже локальный успех боевиков мог испортить настроение Петру Порошенко.
Россия оперативно обвинила Украину в нарушении перемирия, демонстративно призвав членов Совета Федерации не разъезжаться для участия в возможном экстренном заседании. Однако цивилизованный мир успел разобраться в хитросплетениях провокации, что подтвердили и заявления ведущих внешнеполитических ведомств, и заседание Совета Безопасности ООН, на котором российский представитель Виталий Чуркин уже традиционно был в блестящей изоляции.
Интересное развитие получила ситуация в Контактной группе по Донбассу – представитель ОБСЕ в ней Хайди Тальявини решила уйти в отставку. Объяснений своего шага швейцарский дипломат пока не дает. Предположительно ее решение – попытка заблокировать работу Контактной группы, сведя на нет возможности для диалога между противоборствующими сторонами. Владимир Путин в интервью влиятельной итальянской газете «Корьерра делла Сера» подчеркнул, что крымский сценарий присоединения на Донбассе реализован не будет. Он делает акцент на необходимость уважения украинской стороной стремления Донецка и Луганска к самоопределению, при этом подчеркивая, что остается сторонником единства Украины.
Объективно говоря, «Минск-2» далеко не совершенен, и договоренности далеки от полного выполнения. Но сформулированные после многочасовых переговоров рамки урегулирования являются международно признанными, на них опирается в своей внешней политике не только официальный Киев, но и наши западные партнеры. При этом Россия максимально заинтересована в срыве договоренностей, дабы перевести ситуацию на Донбассе в ручное управление. Это означает, что летом 2015-го нас ожидает еще ни одна провокация со стороны боевиков и их стремление расширить подконтрольную территорию.
Евгений Магда, «Новое время»