С осени начнется ускоренная девальвация рубля.
Что ни день, то «исторический максимум» курса доллара. Многие экономисты предупреждали о том, что этот момент придет. Экономист Борис Желиба пояснил charter97.org, от каких факторов зависит сегодняшняя ситуация в белорусской экономике и рассказал, какими темпами будет развиваться ситуация с валютой.
— Если отвечать коротко, то и дальше доллар будет набирать силу, а белорусский рубль, соответственно, девальвироваться и к доллару, и к евро, — считает он.
— Но ведь совсем недавно у нас была относительная стабилизация валютных курсов.
— Дело в том, что какой-то определенный короткий период на курс воздействовали в большей степени, скажем так, факторы краткосрочного влияния.
Во-первых, выправился торговый баланс за счет того, что у нас положительное сальдо по услугам перекрывало отрицательное сальдо по товарам. Сейчас это остается, но этот фактор уже не такой влиятельный. Второе: за счет государственной политики импортозамещения и ухудшения финансового состояния были «задавлены» импортеры. Власть ограничивала спрос на валюту на бирже, поэтому у импортеров были ограничены финансовые возможности предъявлять этот спрос. В-третьих, Национальный банк проводил более жесткую денежно-кредитную политику. За первые два месяца года рублевая масса даже сжималась, а потом она начала расти. А вот факторы более долговременного порядка, которые действуют в сторону девальвации белорусского рубля, они еще себя не проявляли. Но потому они и долговременные, что они все-таки начали себя проявлять сегодня.
— О каких факторах идет речь?
— Первое: Нацбанк, судя по динамике рублево-денежной массы и темпов кредитной миссии, стал размягчать свою денежно-кредитную политику. Он увеличил рублевую миссию, и перед началом новых торгов 1 июня в новой форме, в конце мая Нацбанк изъял излишнюю рублевую ликвидность у банков на 10 триллионов рублей. Министерство финансов издало для банков очередной выпуск краткосрочных облигаций, чтобы банки их купили и чтобы с этими лишними рублями они не вышли на биржу. А в противном случае девальвация была бы еще больше. Кроме всего прочего, сейчас обострились события в Украине. Это тоже психологический и военно-политический фактор. Перед самым Саммитом представители Евросоюза подтвердили, что санкции, наложенные на экономику России, отменяться не будут. Также только что произошло снижение цен на нефть на рубль-два. В результате, произошла и сегодня продолжает происходить девальвация российского рубля. Он был около 50 рублей за доллар, а сейчас уже где-то 55, а евро — 62 рубля за доллар. Все эти факторы долгосрочного влияния сейчас доминируют. И впредь, как мы видим, перспективы малоудовлетворительные как для курса валют, так и для экономики Беларуси в целом. Кризисная экономика не может долгое время стабильно поддерживать свою валюту и ее обменный курс.
— Когда рубль окончательно рухнет?
— Это будет зависеть от политики Нацбанка. Если он опять-таки попридержит кредитную миссию и темпы роста рублевой денежной массы, то он может на какое-то время и стабилизировать ситуацию. Летом, вообще-то, мертвый сезон, поэтому люди предъявляют меньший спрос. Может быть, даже удастся утихомирить инфляцию — все-таки, в августе она минимальная каждый год, потому что урожай созревает. Это тоже будет оказывать стабилизирующее действие. Поэтому, если эти факторы сложатся, «звезды сойдутся», тогда процесс ускоренной девальвации рубля на лето может приостановиться. Ну а с осени начнется… Правда, до осени надо еще дожить! Тут еще надо вспомнить, что нам все равно нужно 2 миллиарда долларов на то, чтобы рассчитаться с текущими долгами. Эти деньги может дать только Россия. И впереди маячит долг в 1 миллиард рублей по погашению наших евробондов в августе. А этот миллиард, по сути, взять негде. Его можно только перезанять. Так что, тут снова много факторов. И какие из них будут доминировать и какой будет курс, сказать очень сложно. Наверняка только одно: Беларусь взяла генеральный курс на девальвацию. Вопрос только в том, какими темпами.