Почему развязанная Путиным на востоке Украины война стала для него самого же «сделкой с дьяволом», рассуждает американский политолог, эксперт Атлантического совета Адриан Каратницкий.
Об этом Адриан Каратницкий написал в статье для "The New York Times", сообщает "Обозреватель".
В своей публикации автор анализирует последствия, с которыми вынуждена столкнуться Россия из-за вооруженного конфликта на востоке Украины.
"Проводя скрытую войну в восточной Украине, Владимир Путин заключил сделку с дьяволом. Он отдал войну на откуп полевым командирам, наемникам и преступникам, отчасти для того, чтобы имитировать массовое сопротивление местного населения украинской власти. Но стратегия Путина использования таких "доверенных лиц" привела к созданию клептократии полевых командиров на востоке Украине, которая угрожает Москве утратить контроль над событиями", - пишет автор.
В статье говорится, что "суррогатные бойцы" набираются из четырех источников: местные криминальные группировки, безработные, оказавшиеся на обочине восточноукраинского общества, политические экстремисты из числа российских ультраправых, в том числе казаки, и наемники, которые переезжают из одной горячей точки в другую. Эти экстремисты ранее воевали в Чечне, Северной Осетии, Приднестровье, а также в других зонах региональных конфликтов на территории бывшего Советского Союза. Как пишет автор, эти люди неплохо обучены, вооружены современным оружием, а также они часто получают поддержку со стороны регулярных войск и спецназа ВС РФ.
В статье говорится, что этот контингент стал основой для формирования "армий" бандформирований "ДНР" и "ЛНР", которые действуют на Донбассе непосредственно у российской границы.
Оккупированная террористами часть Донбасса стала сепаратистским анклавом на востоке Украины. Подконтрольные "ДНР" и "ЛНР" территории контролируются хорошо вооруженными криминальными организациями, лидеры которых играют ключевые роли в местной политике — и формально, в качестве "государственных лидеров", и неформально, как главари банд. Автор пишет, что эти люди смогли вытеснить местную пророссийскую элиту, которая удерживала власть в регионе со времен объявления независимости Украины в 1991 году.
Владимир Путин возродил на Донбассе опробованную им в Чечне более десяти лет назад модель заключения сделки с местными полевыми командирами. В России Москва подобным образом договорилась с видным чеченским муллой Ахматом Кадыровым и его сыном Рамзаном. Клан Кадыровых, прежде выступавший на стороне сепаратистов, в 1999 году перешел на противоположную сторону и при поддержке России захватил власть в Чечне. Чеченское сопротивление было разгромлено, на что и надеялся Кремль. Однако Путину пришлось примириться с практически полной независимостью местного полевого командира, который получил в собственное распоряжению хорошо вооруженную армию.
Кадыров постоянно говорит о своей лояльности к Путину, но не допускает никакого вмешательства в свои дела со стороны федеральных властей. Теперь Кремль повторяет свою недальновидную чеченскую политику на востоке Украине, результаты которой похожи на те, которые наблюдаются сейчас на российском Кавказе. Теперь главари Донецка и Луганска могут вести свою собственную игру при поддержке из России живой силой, оружием и финансами.
Их влияние происходит из торговли оружием, наркотиками и алкоголем, блокпосты на дорогах также являются источником денег. Новые криминальные состояния создаются путем захвата предприятий, вымогательства у местных бизнесменов и захвата домов, брошенных беженцами. Согласно источникам ООН, в Украине более 1,3 млн. вынужденных переселенцев, большей частью из восточных регионов.
Возрастающая преступность перетекает с востока Украины в Россию вместе с боевиками и контрабандистами, с легкостью пересекающими границу. Ростовская область, ставшая базой для пророссийских террористов на Донбассе, сейчас переживает гигантский взлет преступности — более чем на 23% за первые четыре месяца текущего года. По этому показателю она на шестом месте из 83 регионов России.
Распространение преступности и появление множества хорошо вооруженных лиц у юго-западной границы России не приветствуется российскими спецслужбами. Есть подозрение, что они причастны к серии убийств ряда неконтролируемых полевых командиров; самый недавний пример — Алексей Мозговой, убитый из засады 23 мая. Командир луганского батальона "Призрак" Мозговой критиковал главарей "ЛНР" за то, что они отказались от планов захвата новых территорий и создания так называемой "Новороссии".
Автор статьи подчеркивает, что развязанная Путиным война принесла Украине беспорядок и множество смертей, а России — санкции, политическую изоляцию и экономический спад. Также этот вооруженный конфликт стал причиной нестабильности на огромной территории от Донецкой и Луганской псевдореспублик на востоке Украины до Ростовской области и Краснодарского края, граничащего с Кавказом.
"Другими словами, война Путина выходит из-под его контроля", - резюмирует автор.