В отличие от украинского, российский «День независимости» - всего лишь «бюрократическая загогулина».
Такое мнение высказал известный российский политолог, ведущий научный сотрудник Института системного анализа РАН Андрей Пионтковский для ТСН.
Три четверти россиян точно не знают, с чем связана дата 12 июня. Но дело даже не в трех четвертях, а во власти. Она без энтузиазма относится к этому празднику. Она даже название изменила. В первые годы праздник назывался День независимости России. Он отмечался с принятия 12 июня 1990 года – кстати, круглая дата, четверть века исполнилось – так называемой декларации независимости России от СССР.
Тогда демократическое или, можно сказать, проельцинское большинство в парламенте на съезде РФ вело борьбу против советского центра во главе с Горбачевым, и собственно, декларация РФ была в одном ряду с декларациями балтийских стран, украинской, на тот момент УСРСР. В парламенте, где была приблизительно половина демократическая, а половина коммунистическая, общим знаменателем стал разрыв с СССР и имперским прошлым.
Сейчас, когда и советское наследие, и имперское становится центральным, конечно российской власти неудобно вспоминать об этом событии, годовщине. Поэтому оно как-то невнятно называется не Днем независимости России, а просто Днем России, и большинство населения, не знающее историю, оно в недоумении – а что это за праздник, поэтому и отношение к нему довольно спокойное и прохладное, совсем другого порядка, чем в Украине 24 августа, которое на самом деле означает рождение гражданской нации. У нас это просто, как сказал бы Ельцин, бюрократическая загогулина. Формально торжественный обед в Кремле, Путин какие-то слова произносит, но все это в очень скромном ключе, ни в какое сравнение, по крайней мере, с празднованием 9 мая не идет.