Стратегическая цель США – продемонстрировать Москве свою готовность отстаивать интересы европейских партнеров. В то же время, у России появилась возможность использовать оправдательную риторику.
Об этом в статье для «Нового Времени» пишет украинский эксперт по проблемам национальной безопасности Тарас Жовтенко.
Острая дискуссия прошлой недели вокруг размещения на Европейском континенте американского ядерного оружия с понижением перешла на иной уровень – теперь речь идет не об оружии «последнего аргумента», а о более традиционных средствах уничтожения.
Все началось с танков. Пентагон объявил о том, что рассматривает возможность размещения в Восточной Европе тяжелых вооружений, в том числе танков М1А1 Abrams. В рамках этого беспрецедентного со времен окончания холодной войны шага планируется перебросить такое количество вооружений, которого хватит для обеспечения действий (в случае необходимости) от 3 000 до 5 000 военнослужащих США. Очевидно, что решение разместить подобные военные «запасы» именно в странах Восточной Европы свидетельствует о растущей обеспокоенности Вашингтона реальной угрозой наращивания военной мощи РФ, развернутого на фоне военно-политического противостояния с Украиной.
Дальше последовало заявление главы американских военно-воздушных сил Деборы Ли Джеймс о планах размещения в Европе американских истребителей пятого поколения F-22 Raptor. Официально – для того, чтобы усилить патрулирование воздушного пространства ввиду активных воздушных провокаций российских ВВС у восточных рубежей НАТО.
Однако это только тактика. Стратегическая цель всех этих действий – показать Москве решимость США отстаивать интересы европейских партнеров в том, что касается их безопасности. С другой стороны, Вашингтон как бы намекает на технологическое отставание вооруженных сил Кремля. Если брать те же истребители, то российский «коллега» по классу F-22-го, известный сейчас как Т-50, поступит на вооружение то ли в 2016, то ли в 2017 году.
В целом же, если смотреть на конфликт между РФ и Украиной глазами американских военных аналитиков, то можно увидеть следующую картину: армия СССР образца 1991 года (Украина) сражается с такой же, но слегка модернизированной армией СССР (РФ). Конфликт, кроме необходимости модернизации украинских ВС, ярко демонстрирует технологическое отставание российской армии от того же НАТО, не говоря уже о США.
А что же Кремль? Официальная реакция предсказуемая и в последнее время типичная – раз вы так, значит, мы уж точно вооружаем Калининградскую область, перевооружаем войска на наших рубежах (в том числе и в Крыму).
Что особенного в этой угрозе? На первый взгляд ничего, но только если не обращать внимания на тот интересный факт, что Кремль уже давно запустил этот процесс. Сейчас же появилась удобная возможность оправдаться: это не проявление агрессии, мы просто защищаемся. Цену таким заявлениям Вашингтон и весь цивилизованный мир уже определили.
Своими инициативами Вашингтон продолжает выполнять обязательства в рамках обеспечения обороноспособности НАТО. Россия же в ответ пользуется ситуацией, угрожая США тем, что она собиралась, да и, собственно, уже делает, невзирая ни на что.