В 2014-м, 2015-м и 2016-м годах Беларусь вынуждена тратить миллиарды долларов на то, чтобы расплатиться с кредиторами.
При этом мы продолжаем брать в долг – и отдаем почти столько же, сколько и берем. Если в стране при этом не происходят структурные реформы, то в чем смысл этого замкнутого «долгового круга»?
Долги наши тяжкие
В последнее время тема внешнего долга Беларуси всплывает все чаще. Что само по себе неудивительно, так как в нынешнем году наша страна должна вернуть $4,1 млрд. (А потом еще $3,2 млрд в 2016 году.) И это при том, что золотовалютные резервы Нацбанка составляют лишь около $5 млрд (что само по себе на несколько миллиардов ниже допустимого предела). Так что не случайно Александр Лукашенко на рекордной пресс-конференции в начале года говорил о возможности рефинансирования внешнего долга – рефинансирование действительно понадобилось.
Помогла, как обычно, Россия: дала «на бедность» кредит в $110 млн и перенесла выплату $1,3 млрд на более поздние сроки. Российское благоволение, валютная выручка экспортеров и падение ЗВР еще на $1 млрд в итоге позволят с долгами рассчитаться – не со всеми, конечно, а только с теми, которые мы обязаны отдать в 2015 году.
Слегка смягчить удар по бюджету Минфин РБ надеется, используя резервы внутреннего валютного рынка. В середине июня ведомство сообщило о планах продавать валютные облигации населению. Размещение очередного выпуска годовых облигаций в долларах США стартует 22 июня и продлится до конца года. Минфин рассчитывает продать облигации c доходностью 7% годовых на сумму $50 млн.
Но все это не отменяет того факта, что каждый работающий беларус уже должен иностранным кредиторам около $5000. Причем скорость, с которой наша страна залазит в долги, уже пугает. Сравним: государственный и гарантированный государством долг на 1 января 2014 года составлял 206.661 млрд рублей ($21,6 млрд), а по состоянию на 1 января 2015 года – уже 327.957 млрд рублей ($22,8 млрд). Плюс $1,2 млрд долга – и это при том, что в 2014-м мы тоже вроде как активно рассчитывались по долгам – например, МВФ Беларусь уже ничего не должна.
Тем не менее, долг висит – в среднем $5084 на каждого работающего гражданина. Это значит, что каждому из нас надо работать примерно год бесплатно, чтобы расплатиться за свою страну. Но почему так получилось? Лично вы брали в долг $5084? Думаю, нет. И я не брал. Брало государство в лице его руководства. Тут, конечно, возникает соблазн сказать: государство эти деньги брало – пусть оно их и возвращает. Однако загвоздка в том, что основной источник доходов бюджета – налоги граждан и предприятий, то есть именно нам все равно придется платить по долгам правительства.
Тогда возникает другой вопрос: почему государство все время берет в долг, а структурных реформ (прежде всего в экономике) не проводит? Ответ прост: потому что государство у нас социальное. Руководство страны убеждает, что именно благодаря «социальному» государству мы имеем бесплатную медицину, бесплатное образование, дешевое ЖКХ. Но чиновники не говорят, что это все уже оплатили мы сами – через налоги с граждан и предприятий, через завышенные цены на продукты и т.д. Но налогов на «социальную» роскошь все равно не хватает, а выигрывать выборы надо. Вот и приходится властям брать кредиты.
Кому должны?
Конечно, детальная структура внешнего долга Беларуси никем и нигде не раскрывается. Так что информацию приходится собирать по крупицам. Например, на сайте Министерства финансов указаны крупнейшие кредиторы нашей страны. Покопавшись, выясняем, что за 2014 год Беларусь взяла в долг $5,2 млрд у:
– Правительства и банков Российской Федерации – $4.526,9 млн;
– банков КНР – $626,3 млн;
– МБРР – $47,3 млн;
– ЕБРР – $0,3 млн.
При этом отдали почти столько же:
– Правительству и банкам Российской Федерации – $2.727,5 млн;
– МВФ – $1.263,3 млн;
– АКФ ЕврАзЭС – $264,8 млн;
– банкам КНР – $182,3 млн;
– банку Венесуэлы – $107,1 млн;
– МБРР – $14,1 млн;
– США – $3,7 млн;
– банкам Германии – $0,2 млн.
Теперь посмотрим на год нынешний – благо, до его середины мы уже благополучно дожили. С января по май мы успели одолжить $375,9 млн у:
– Правительства и банков РФ – $251,8 млн;
– банков КНР – $120,3 млн;
– МБРР – $3,8 млн.
И отдать $322,5 млн:
– Правительству РФ – $87,5 млн;
– МВФ – $75,9 млн;
– АКФ ЕврАзЭС – $88,3 млн;
– банкам КНР – $64,7 млн;
– МБРР – $5,4 млн;
– США – $0,7 млн.
Однако это только «прямые» долги, за которые отвечает Минфин. Но еще очень существенная доля внешней задолженности имеет совсем другую природу. Проще говоря, о кредите договариваются президенты или премьеры двух стран, а кредитные деньги поступают от коммерческого банка страны N прямиком какому-либо беларускому предприятию или банку. И правительство уже тут формально не при чем – разве что может выдать гарантию под этот кредит. Предприятие долг, скорее всего, не вернет, и отдавать его придется нам с вами.
Подобную схему в интервью БДГ описывал, в частности, глава Клуба финансовых директоров Андрей Карпунин: «У меня есть такое наблюдение: если президент возвращается и не говорит, что все в порядке, что завтра деньги пойдут, значит переговоры идут очень тяжело, но на 99% можно быть уверенными, что какими-то частями, траншами, эта поддержка будет оказана. Я уверен, что пулом российских банков эта проблема будет закрыта. Но не через бюджет РФ, не через парламент и не громко. В прессе, особенно российской, говорить об этом не будут. Пять российских банков скинутся по $500 млн и разместят их в Беларуси».
С точки зрения власти
Для начала процитирую президента. «Мы не разбазарили народное достояние, не нахватались иностранных займов, не влезли в долги, отдавать которые пришлось бы детям и внукам!», – это Александр Лукашенкозаявил, выступая 18 мая 2001 года на Втором всебеларуском собрании. То есть тогда «жизнь в долг» рассматривалось как нечто нехорошее. Однако потом, видимо, власти радикально поменяли свое мнение – так, с 1996 по 2015 год внешний долг Беларуси на душу населения вырос в 28 раз.
И сегодня власть так привыкла жить в долг, что уже хвастается этим. 4 июня, выступая на беларусско-индийском бизнес-форуме, Лукашенко заявил: «В наше непростое время очень многие предприниматели, бизнесмены, руководители крупных предприятий говорят о кредитовании, финансировании более выгодном и льготном. В результате наших последних визитов и договоренностей в азиатском регионе, с Китаем, Пакистаном, Индией, ранее Вьетнамом и другими государствами проблем с кредитами нет. И это очень выгодные кредиты».
То есть правитель даже гордится нашей жизнью в долг. Он напомнил, что в ходе недавнего визита в Минск главы Китая Си Цзиньпина договорились о выделении Беларуси кредитов на $7 млрд. «Это в дополнение к ранее полученным $15 млрд», – подчеркнул Лукашенко.
Что интересно, под «жизнь в долг» власти Беларуси даже умудряются подвести идеологическую базу. Так, 8 июня на заседании комиссии парламента по бюджету и финансам первый замминистра финансов Максим Ермолович заявил, что взятые в долг деньги будут повышать качество жизни будущих поколений.
«Чтобы развитие не останавливалось в кризисные периоды, государство должно заимствовать средства, чтобы в циклы устойчивого роста и развития могло их спокойно возвращать, – сказал он. – Это вполне нормально, поэтому для того, чтобы социальная инфраструктура развивалась, в том числе и для повышения качества жизни будущих поколений, государство должно заимствовать».
Но пока с «повышением качества жизни» явно проблемы. Возможно из-за того, что правительство пытается одновременно достичь двух противоположных целей. Так, на недавнем заседании президиума Совмина премьер-министр Андрей Кобяков заявил, что основной целью денежно-кредитной политики, должно остаться снижение инфляции (до уровня менее 10%). Вторая ключевая задача – наращивание ЗВР. Но при этом, по словам Кобякова, нужно решать стратегическую задачу – обеспечить рост благосостояния населения.
«Эта задача прямо противоположна основной цели денежно-кредитной политики и стратегической задаче по наращиванию резервов, так как стабилизировать финансы и наращивать резервы в существующей в Беларуси экономической модели можно только за счет населения или за счет внешних заимствований», – комментирует банковский ресурс Select.by.
Денис Лавникевич, БДГ