Быть белорусом — круто. Быть белорусом — славно. Быть белорусом — значит всю жизнь обладать тайной, которая доступна немногим.
Быть белорусом — значит переходить с языка на язык в зависимости от компании, и, в желании покорить девушку, обладать козырем, которым не обладает больше никто. Козырь этот — строки из стихотворения Богдановича: «Я хацеў бы спаткацца з вамi на вулiцы...».
Быть белорусом — значит, описывая другу свою возлюбленную, употреблять единственно подходящее слово — «выкшталцоная». Быть белорусом — значит жить в лингвистическом аду, потому что на первом уроке вам рассказывают, что «что» пишется через «ч», а на втором, што «што» пiшацца праз «ш», что корова пишется через «о», а на самой справе — праз «а». Быть белорусом — это вообще-то знать, что сабака — ён мой, и вечно шутить про «кафку». Быть белорусом — значит перманентно спорить о единственно нужном языке, особенно с теми, кто 19 декабря 2010 года остался дома, потому что продолжал вести споры о единственно правильном языке.
Быть белорусом — значит следить за самыми странными видами спорта, потому что наши вечно выигрывают в какой-нибудь лабуде. Быть белорусом — значит в конце 90-х смотреть КВН как спорт и болеть за БГУ и «ЧП» больше, чем за сборную по футболу, потому что какой смысл вообще за нее болеть, хотя в ней и есть (на той час) Белькевич.
Быть белорусом — это никогда не знать, сколько же в действительности стоит доллар, и, услышав, что «юбилейной девальвации точно не будет» — стремительно нестись в обменный пункт. Быть белорусом — значит в середине двухтысячных помешаться на пригнанных из Штатов тачках. Быть белорусом — означает, спустя десятилетие, к счастью, к этим утопленникам поостыть. Быть белорусом — значит помнить песенку «Хто я? Дзед-Барадзед» и уезжать из Минска, чтобы посидеть на трамплинах в Раубичах. Плавать в соляных озерах и, накупив сладостей, ездить по западной части страны, разглядывая костелы, к которым во Франции вели бы адские тысячи туристических троп.
Быть белорусом — значит знать, что такое хмарачос (хотя их и нет в стране), и привыкнуть к равнинам, к равнинам во всем. Как результат, быть белорусом — значит раз и навсегда забить на политику (во всяком случае пока). Быть белорусом — значит ненавидеть фразу «лишь бы не было войны» и в то же время радоваться, что ее пока нет. Быть белорусом — значит знать, что Купала крутой, а Колас не очень, что неимоверно крутой Быков и, как Быков, крутой Михалок. Быть белорусом — значит знать, что настоящим белорусом, как и Михалок, можно стать.
Быть белорусом — значит слушать идиотские шутки соседей про картошку. Радоваться тому, что у тебя синий, а не красный паспорт, и тому, что у нас хотя бы нет загранпаспортов. Быть белорусом — значит всякий раз, оказавшись на паспортном контроле, сожалеть, что на нашем паспорте до сих пор нет «Пагонi». Быть белорусом — значит помнить про зубров и никогда их не видеть, знать про БелАЗы и видеть их только разобранными, случайно проезжая завод. Быть белорусом — значит хотя бы раз в жизни, ночью, побывать в «Макдоналдсе» на Бангалор.
Быть белорусом — значит ненавидеть, но однажды понять, принять, простить и даже полюбить трасянку. Быть белорусом — значит, конечно же, раз в год, в мае, во время чемпионата если и не смотреть, то хотя бы знать, что идет хоккей. Быть белорусом — значит пожить в абсурде, пожить гораздо дольше и раньше других. Быть белорусом — значит знать, что лучшие вечеринки — домашние, шуфлядка — выдвижная полка стола, а половина твоих друзей говорит «с большего у меня все хорошо». Но самое главное: быть сапраўдным белАрусам — значит всю жизнь, сражаясь прежде всего не с врагами, но с самим собой, стараться ня быць скотам.
Саша Филипенко, bolshoi.by