Участие в «выборах» при отсутствии единого кандидата и стратегии - просто подыгрывание режиму.
Чего боятся белорусские власти, которые отказываются регистрировать партию «Белорусская христианская демократия». Почему БХД решила не выдвигать своего кандидата и не поддерживать других. На эти и другие вопросы в интервью «Радыё Свабода» отвечает сопредседатель партии «Белорусский христианская демократия» Павел Северинец.
- 13 июня прошел очередной учредительный съезд партии «Белорусский христианская демократия». Сопредседателями партии вновь стали Павел Северинец, Виталий Рымашевский и Георгий Дмитрук. Мне всегда хотелось узнать: какой глубинный политический или практический смысл в таком триединстве?
- Во-первых, БХД подает пример иной политической культуры. Если до сих пор в постсоветской политике было нормой, что один выбивается наверх и командует другими, то у нас - принцип коллегиальности. И это сопредседательство дает нам возможность договариваться. А во-вторых, если один сопредседатель сядет в тюрьму, два других его подстрахуют. Кроме того, триединство для христианства - не чужая тема.
- Сколько раз вы уже проводите съезды и вас не регистрируют?
- Это пятый учредительный съезд БХД. Мы подготовили заявку в Книгу рекордов Гиннеса, так как, кроме пяти партийных подач, у нас около 10 областных общественных организаций христианских демократий, две заявки от молодых христианских демократов - всего около 20 заявок, и ни одна из них не удовлетворена.
- А почему власти вас не регистрируют? Чего они боятся?
- Власти в первую очередь боятся морального вызова. Ведь наша идеология - это грунт на моральных ценностях. А сегодняшний белорусский режим аморален.
Второе, почему БХД не регистрируют, - мы активно работаем с церквями. А это самые большие структуры гражданского общества, не подконтрольные режиму. И дать регистрацию христианским демократам - означает допустить церкви к достаточно массовой общественной, а то и политической деятельности.
- Власти боятся, что в результате вашей регистрации церкви станут более независимыми?
- Так оно и будет, если БХД будет зарегистрирована.
- Не слишком высокие критерии в нравственности и в подходах к жизни вы ставите перед собой и людьми? Возможно, для массового избирателя такие критерии непосильны, и даже христианские партии в Европе не ставят планку так высоко, как вы в Беларуси?
- Возможно, но христианским партиям в Европе не надо доказывать народу, что Беларусь - это независимое государство, что демократия - это хорошо, что родной язык - это хорошо. Задача БХД, мне кажется, очень хорошо выражена в партийном символе - Вифлеемская звезда. Звезда высока, но тот, кто смотрит на нее, кто идет к ней - достигает своего.
- А за какой поступок могут исключить из БХД? Приведите примеры.
- За подделку подписей, например. За публичное поведение, порочащее имя христианского демократа. Если человек, например, живет не в браке, он не может быть руководителем БХД - извини, пожалуйста, партия БХД - это определенный нравственный ориентир. Есть человек, который участвовал в боях на стороне ДНР - исключен из партии.
- На съезде партия решила, что БХД не выдвигает своих кандидатов на президентские выборы и не поддерживает других выдвиженцев. Почему?
- Первая причина - в Беларуси нет свободных и справедливых выборов. Если нет выборов - не в чем участвовать. Вторая причина - остаются политические заключенные. И, по большому счету, участие сегодняшних так называемых кандидатов при отсутствии единого кандидата, единой стратегии, на наш взгляд, это просто подыгрывание режиму.
- Избирательная и политическая система никак не изменилась с 2010 года. Но тогда вы, как и другие оппозиционные силы, активно участвовали в выборах. Что изменилось?
- Мы сделали свои выводы. Сейчас ситуация другая - есть политзаключенные, есть ситуация с Украиной, и мы в другой геополитической ситуации, плюс существует реальная угроза легитимизации режима… А неучастие в выборах поддержали 99 процентов кандидатов съезда БХД.
- Некоторое время, еще год назад, вы были координатором процесса избрания единого кандидата. Ваша версия - почему так и не удалось даже выйти на механизм избрания кандидата, и был ли вообще шанс?
- Это безответственность. Шансы были, но они были заблокированы по очереди различными участниками процесса. До тех пор, пока мы как оппозиция не будем готовы взять ответственность за Беларусь - Бог нам победу не даст. Только тогда, когда мы будем готовы морально - Господь даст нам победу. Неважно, каким путем, но это будет. То, что сейчас не удалось выдвинуть единого - это фиксация факта: белорусская демократическая оппозиция взять власть не готова. И за наши грехи, как говорят, и имеем сейчас Лукашенко.