Прозрачность белорусских «выборов» не зависит от прозрачности урн.
На днях руководитель правозащитного центра «Правовая помощь населению» Олег Волчек поднял проблему информационного облучения людей в Беларуси и нехватки альтернативных каналов информации. Также он делится с charter97.org своими мыслями по поводу грядущих «выборов» и передает пожелания и мысли простых людей из регионов.
— На этой неделе я посещал наши региональные структуры в Витебской области. Первое впечатление: люди стали намного более образованными и много что стали понимать. Они ищут альтернативную информацию, получают ее в том числе через сайт charter97.org и другие оппозиционные и демократические сайты, и видят, что на самом деле в стране происходит. Я заметил, что если раньше о политзаключенных было мало информации, а в последние полгода они у многих людей на слуху. И особенно много люди знают о Николае Статкевиче как о бывшем кандидате в президенты, который до сих пор сидит в тюрьме с 2010 года. И чувствуется солидарность — люди почерпнули его мужество, стойкость и передали через ваш сайт, потому что других площадок, чтобы высказаться свободно, у нас практически нет, что у Статкевича есть поддержка среди людей.
— Что люди думают про грядущие «выборы»?
— Все люди понимают, что их ожидает на «выборах» осенью и даже не рассматривают такой возможности, что им придется столкнуться с какими-то демократическими процедурами. Люди все осознают. Они склонны к тому, чтобы у оппозиции была единая позиция и видят единым как раз Статкевича. При таких условиях власть бы его могла освободить и амнистировать, если бы было массовое давление.
Конечно, есть и те, кто высказываются против: мол, вы же понимаете, это юридически не грамотно и не правильно, выдвигать кандидата, который сидит в тюрьме. А я тогда им говорю: а вы мне покажите официальный документ, где глава Центризбиркома Лидия Ермошина получила добро Верховного совета в 1996 году на то, чтобы стать председателем. Все молчат. Поэтому я и говорю: мы должны играть по своим, демократическим правилам. И требовать, чтобы Статкевич был освобожден и чтобы у него была возможность баллотироваться на президентский пост.
— Вы лично верите в то, что массовое давление на власти поможет сдвинуть наш ситуацию с мертвой точки?
— Чем ближе к осени, тем больше я убеждаюсь в том, что требование освобождения Статкевича и бойкота как альтернативы было бы отличной возможностью повлиять на ситуацию и добиться освобождения не только Николая, но и других политзаключенных, на которых усилилось давление. Сейчас и представители ОБСЕ, и депутаты других европейских структур сейчас приезжают в Беларусь. Я как правозащитник тоже этот вопрос буду поднимать лично.
— Почему необходимо бойкотировать выборы? Изменят ли что-то прозрачные урны?
— Я думаю, что если политзаключенные останутся в тюрьме до «выборов», то речи о каких-либо «выборах» быть не может. Это бессмысленно. Даже в регионах люди уже понимают, что пока Ермошина будет на этом посту и пока Лукашенко будет выдвигаться, никаких справедливых, честных и открытых выборов не будет. Недавно в стране были представители ОБСЕ и Ермошина сказала о том, что во всех городах будут прозрачные урны для голосования. Но ведь это ничего не решит. Прозрачность выборов не зависит от прозрачности урн.
Необходимо выпустить всех политзаключенных, необходимы демократические процедуры, чтобы Лукашенко не участвовал в выборах и чтобы представители оппозиции были во всех избирательных комиссиях и, конечно, выборы должны пройти без Ермошиной. Ведь на сегодняшний момент нигде нет даже юридической базы того, чтобы демократически избранный Верховный совет в 1996 году назначал бы ее главой Центризбиркома. От Лукашенко уже все люди устали. От него, от безработицы и от нищеты. Я сторонник того, чтобы все сегодня приложили максимум усилий — и оппозиционные политики, и правозащитники — для освобождения Статкевича и всех политзаключенных.
Напомним, идею бойкота впервые озвучили бывший политзаключенный Николай Автухович и политзаключенный Юрий Рубцов. Позже их поддержали другие политические лидеры и активисты.