Беларусь не может стать демократической страной, пока ей правит диктатор.
Одной из ключевых тем Вроцлавского глобального форума была безопасность в Восточной Европе с связи с агрессивной политикой властей России. Одним из выступающих был украинский политик Борис Тарасюк, который в разное время занимал должности министра иностранных дел и активно поддерживал демократические силы Беларуси. В интервью «Радыё Свабода» он рассказал о своем видении украинско-белорусских отношений и объяснил, почему он не верит в «перевоспитании» Лукашенко.
- В последнее время мы наблюдаем улучшение в официальных отношениях между Украиной и Беларусью, это «потепление» особенно стало ощущаться после аннексии Крыма. Что это, политический прагматизм администрации Порошенко. Или, может, Лукашенко демократизировлся и стал договороспособным?
- Я не могу говорить о мотивации Петра Порошенко, но в этом случае мы наблюдаем прагматичный подход. Поскольку Минск стал местом встречи Нормандской четверки и переговоров по Донбассу с участием канцлера Германии и президента Франции, можно прийти к мысли, что Европейский Союз забыл свои санкции. Но это не так. Евросоюз не снял санкций с белорусских властей, поэтому и ошибочно думать, что, мол, Украина признает недемократический режим Беларуси.
Лично я критически отношусь к режиму Лукашенко. Я не считаю, что пока управляет Лукашенко, Беларусь может стать демократической страной, а тем более реализовать устремления белорусов быть неотъемлемой составной частью демократической Европы.
- Прогноз, как известно, вещь неблагодарная. Но допускаете ли вы, что следующей точкой для военной инвазии России могла бы стать Беларусь?
- Теоретически это могло бы быть в интересах Путина, но не думаю, что это в интересах даже Лукашенко. Я склонен исключить такой вариант.
- А как в Украине восприняли военные учения, которые произошли совсем недавно на границе с Украиной? А перед этим состоялись совместные белорусско-российские учения ближе к Польше.
- Трудно искать последовательность в действиях Лукашенко. Лукашенко продолжает играть и с Москвой, и с Европейским союзом, и с Украиной в том числе. Хотя он неоднократно подчеркивал, что Беларусь не станет плацдармом недружественных, а тем более боевых действий против Украины.
- Вы упомянули европейских лидеров, что они приехали в Беларусь, несмотря на собственные санкции. Как Вам кажется, насколько может быть эффективной стратегия отвлечения Лукашенко от Путина (при помощи контактов, проектов, кредитов)?
- Я не думаю, что в случае минской встречи мотивацией Ангелы Меркель и Франсуа Олланда было отвлечь Лукашенко от Путина. Я не верю, что Лукашенко готов порвать с Путиным, так же как и в то, что он станет частью объединенной Европы. Он знает о требованиях, которые идут из Брюсселя. Он знает, что эти требования связаны с отсутствием демократии и нарушением прав человека, и они не имеют денежного выражения.
В отличие от Евросоюза, для которого ценности стоят вначале, а потом позиция, для Путина нет таких принципов. И пока Путин будет давать скидки на газ и субсидировать экономику Лукашенко, это будет удовлетворять Лукашенко. И он не отойдет от этой политики.
- А если Запад, условно говоря, предложит Лукашенко больше?
- Европейский Союз не готов поступиться своими принципами и давать деньги диктатору. Эти принципы - это демократия, правовое государство и многое другое.
- В одной из дискуссий Вроцлавского глобального форума отмечалось, что Украина, несмотря на все, стремительно демократизируется и строит гражданское общество, но соседям, в частности, белорусам в демократизации не способствует. Действительно, поддерживаются ли контакты на уровне властей, партий, третьего сектора с демократическими силами в Беларуси?
- Я не буду отвечать за мотивацию украинской исполнительной власти. Но если говорить о позиции демократических кругов в Украине, к которым я принадлежу, то в течение почти двух десятилетий я постоянно поддерживаю контакты с демократической оппозицией и гражданским обществом в Беларуси. Я являюсь членом рабочей группы Евронеста, мы регулярно встречаемся, а на последней Парламентской ассамблеи давали слово белорусской оппозиции в Ереване. Я не думаю, что поворот Украины к демократии может негативно повлиять на белорусскую оппозицию, наоборот, восстановление демократии в Украине дает дополнительный плацдарм помощи демократическим силам Беларуси. Не так давно в Киеве состоялись встречи с белорусской оппозицией и мы говорили об использовании украинской территории, как площадки решения внутриполитических вопросов для белорусской оппозиции, которая не может это сделать в Беларуси.