Российский политолог Дмитрий Орешкин рассказал, каких шагов ждать от Кремля после того, как ЕС сегодня продлил санкции против России.
Об этом он рассказал «Новому времени».
- Сегодня совет ЕС продлил действующие санкции в отношении России. Как будет дальше действовать команда Путина в отношении Донбасса? Стоит нам ожидать обострения или нет?
- Во-первых, решение европейцев абсолютно предсказуемо, и для европейцев, и для России. Если убрать в сторону пропаганду, то всем было понятно, что, как минимум, на полгода санкции еще продлятся. Не ясно, как долго они продлятся, но ясно, какие соображения будут использоваться при продолжении. Запад снять не сможет, даже если хочет, а он вообще не хочет [снимать санкции].
Второе: надо очень четко различать путинскую риторику и реальные шаги. Риторика делается все победоноснее и агрессивнее. Потому что ситуация ухудшается, и для того, чтобы сохранить власть, путинская бригада вынуждена объяснять избирателям, что "нам необходимо сплотиться вокруг вертикали, затянуть пояса и дать отпор", то есть работает такая советская модель. Отсюда нужно постоянное подогревание военной или милитаристской составляющей общественного мнения. Тут логика простая. А у Запада есть ясное понимание, что у России есть ядерное оружие, и если оно пойдет в ход, то никому мало не покажется. Именно поэтому Запад категорически не хотел бы переносить конфликт в сферу военных интересов, потому что это единственная сфера, где Путин может как-то на равных торговаться.
Понятно, что Западу война меньше всего нужна. А в российской пропаганде мы наблюдаем прямо противоположное. Там всерьез говорят, что Запад заинтересован в том, чтобы развязать войну, Запад, используя глупую Украину, пытается взять штурмом Российскую Федерацию и уничтожить, что, во-первых, не подтверждается никакими реальными шагами, во-вторых, просто теоретически не имеет интереса. Потому что даже если рассматривать Запад, как врага, то у него ест конкретный опыт противостояния с Советским Союзом. А год назад точно так же мирным образом, без каких-либо военных воздействий Запад выдавил Путина с Украины. Зачем же Западу эффективно действующую стратегию менять и переходить к военной конфронтации? Ему это не нужно, это нужно путинской пропаганде. Нужно все время поддерживать население во вздрюченном состоянии, объяснять ему, что вокруг нас сжимает кольцо натовская анаконда, строятся базы НАТО. Люди действительно думают, что Западу хочется нас уничтожить. Об этом буквально вчера Патрушев сказал, об этом ясно дает понять Путин. На самом деле понятно, что военная угроза идет с Востока, а не с Запада. Понятно тем, кто старается анализировать ситуацию. Так всегда было, и в Советском Союзе тоже.
Западу, нравится это украинским читателям или нет, ему не интересно воевать на Донбассе, Западу не интересно, чтобы Украина воевала на Донбассе. И, хочет Украина этого или нет, но Запад не позволит ей начать серьезные военные действия, потому что экономическая ситуация на Украине катастрофическая, она зависит от экономической поддержки Запада сейчас, а Западу это не надо. Западу гораздо удобнее, когда территория этих Луганских и Донецких "республик" остается в подвешенном состоянии и естественным образом задыхается сама внутри себя. Я думаю, что это же удобнее и украинским правящим элитам сейчас. Они прекрасно понимают, что денег, содержать эту черную дыру, у них нет, население там никогда не было лояльно и в ближайшие 30 лет [Киев] не возлюбит, потому что после войны такого не бывает. И гораздо эффективнее и правильнее тратить деньги уже в обеспечение собственных территорий, будь то Харьков, Одесса, Днепропетровск или Львов. Потому что на Украине своих экономических проблем более чем достаточно.
- Россия может сейчас начать широкомасштабное наступление на Донбассе?
- Нет, Россия тоже не может. Она не может начать войну, потому что сразу снимут штаны и крапивой по тому месту, которым Кремль думает.
- Но, Патрушев говорит: "Мы не можем остановить поток добровольцев на Донбасс". Это он дает сигнал Западу?
- Со стороны Украины задать попыток силой воссоединить эти территории, мне кажется, было бы неправильно, просто ресурсов не хватит. Со стороны Россия такая же ситуация. Пробиться к Мариуполю она уже не может, потому что издержки будут недопустимо высоки. Издержки какие? Экономические, демографические, гробы пойдут, военные, потому что Украина уже укрепила линию обороны, так просто ее не перескочишь, дипломатические, денежные, любые. Но отойти оттуда Путин не может. Поэтому, мне кажется, что будет все больше таких виртуальных заявлений, типа того, которое сделал Патрушев: "да, мы продолжаем, мы не оставим". А куда они денутся? У них нет ни денег, ни ресурсов для того, чтобы развивать направление. А использовать эту территорию для поддержания напряженности, для того, чтобы максимально болезненно наступать Порошенко и Киеву на все доступные мозоли, это будет. Будут там добровольцы, будут провокации, будут диверсионные группы, будут подрывы железных дорог. Там будут попытки создать какие-то политические партии за российские деньги, это все недорого по деньгам, это все официально не доказуемо, то есть не связано для путинской вертикали, и это все виртуально. Да, будут сюда засылать каких-то, поддерживать каких-то людей, будут они там бегать с автоматами. В результате мы получим Приднестровье 2. Это будет черная дыра, картошка горячая, которую Москва хочет запихнуть за шиворот Порошенко, а Порошенко хочет оставить за шиворотом у Кремля.
Мне кажется, на заявления Патрушева реагировать не стоит, это просто сотрясение воздуха. У господина Патрушева реальных ресурсов нет, так же, как нет их у всех этих силовиков с восторгом осваивающих безумные какие-то отчисления на производство нового оружия. Хотя Запад не собирается побеждать Путина на поле боя, он знает прекрасно, что через пяток лет Путин в собственных соплях утонет, и Россия вместе с ним, поэтому относиться к этому осторожно.
Я думаю, что стратегия Путина сейчас заключается в том, чтобы выйти из-под санкций, разменяв Донбасс на Крым. Крым он не может вернуть, потому что для него будет политическая смерть. И в ближайшие годы не вернет. А Донбасс он никогда и не признавал, он его сольет, он уже его сливает, но при этом сохраняя, это очень важно, сохраняя победное выражение на лице. Просто надо отличать выражение на лице от реальных ресурсов. Реальных ресурсов с каждым месяцем все меньше.
Завоевать не получится, затраты огромные, а результат все равно негативный. Значит будут использоваться словесные интервенции, которые будут сопровождаться небольшими впрыскиваниями на Восток разного гноя, и финансового, и оружейного, и кадрового.
При этом ставка делается на то, что Украина внутри себя рухнет. Они так почему-то думают. И будет попытка дестабилизировать ситуацию экономическими рычагами, кадровыми.