Белоруска Надежда Кучер, солистка Пермского театра оперы и балета, ставшая победительницей Международного конкурса оперных певцов Би-Би-Си в Кардиффе рассказала о своей карьере.
В финале конкурса, который продолжался всю прошедшую неделю, Надежда Кучер выиграла у 19 певцов со всего мира. Международный конкурс оперных певцов Би-Би-Си в Кардиффе, цель которого - поиск «талантливых классических певцов будущего», проходит каждые два года. Впервые его провели в 1983 году.
В интервью «Радыё Свабода» Надежда Кучер сказала, что любит группу «Песняры» и что решила сотрудничать с российским театром, так как в Беларуси «ее резюме проигнорировали».
- Надежда, поздравляю вас с победой. Что самое сложное было в борьбе? Что вы чувствуете после окончания конкурса?
- Трудно сказать, что я чувствую, думаю, что это можно представить и без слов. Пока очень хочу отдохнуть. У меня сейчас отпуск, и я буду у родственников в Минске. Если говорить о конкурсе, то я даже не знала, шла ли я с отрывом, так самую крепкую пятерку финалистов мне ни разу не удалось послушать на сцене. Поэтому во время борьбы я не могла в полной мере оценить свои шансы и ситуацию в целом. Я просто работала, делала свое дело так, как могла. И вот такой получился результат.
- Nadine Koutcher - это сценическое имя?
- Да, это мое европейское имя. Иностранцам сложно произносить имя Надежда. Фамилия в том виде, как оно записано в паспорте, тоже всегда читают неправильно. Поэтому пришлось придумать международный вариант, который я использую только за пределами России. В России меня знают как Надежда Кучер.
- Вы давно живете и работаете в России, но на всех международных конкурсах представляете Беларусь. Это ваша принципиальная позиция?
- Я гражданка Беларуси все-таки. Но на самом деле трудно сказать, какую страну я должна представлять, потому что, по сути, я не белоруска, а украинка, но родилась в Беларуси и имею белорусское гражданство. В Беларуси я прожила до 23 лет, затем переехала в Россию.
- Вы работаете в пермском театре оперы и балета. Почему не в Беларуси?
- Меня не приглашали работать на родине. Еще обучаясь в консерватории в Санкт-Петербурге, я посылала в белорусский театр оперы и балета свое резюме. Его проигнорировали. Зато я получила очень хорошее предложение от маэстро Теодора Курентзиса, который пригласил меня работать в Пермь. Это было предложение, от которого я не могла отказаться. И я с удовольствием работаю в этом театре.
- Как вы относитесь к белорусской музыке?
- Из классической белорусской музыки я бы отметила композитора Евгения Глебова. Я восхищалась его музыкой, когда училась в Беларуси в училище. К сожалению, мне никогда не приходилось ничего исполнять из белорусской оперной классики. А еще я обожаю «Песняров». У меня хранится диск с их прекрасными хитами.
- Давайте вернемся к вашей победе в конкурсе оперных певцов BBC. Как вы считаете, этот успех - ваше личное достижение или плоды белорусской школы оперного мастерства?
- Белорусская школа тут мало имеет отношения. Я училась петь в России. В Беларуси я только начинала, но все, что я умею сегодня, я получила в России. Основной критерий на конкурсе был - владение вокальной техникой. То, на каком уровне я ей владею, сыграла основную роль в моей победе. А это все мне дала российская школа оперного мастерства.
- Могут оперные певцы высокого уровня работать и развиваться в Беларуси?
- Есть белорусские звезды. Сейчас Оксана Волкова известна на весь мир. А какой огромный успех у Ильи Сильчукова! Тот же Юрий Городецкий, который в прошлом году на конкурсе в Кардифе представлял Беларусь. Очень много звезд мирового уровня, поэтому все возможно и в Беларуси, было бы желание.
- Есть мнение, что вследствие климатических условий наилучшие оперные голоса - в южных странах, например, в Италии. Правда ли это?
- Я, наоборот, очень много раз слышала от западных коллег, что наилучшие оперные голоса - славянские. Я сама это замечаю, что природа наградила очень красивыми и мощными голосами украинцев, белорусов, россиян. А также - болгар, молдаван и румын.
- Опера - прежде всего для элит, или она имеет перспективу стать народным видом искусства?
- Я считаю оперу искусством для людей особого состава ума. Это, пожалуй, самый сложный для понимания вид искусства. Он сложный и для специалиста, и для человека необразованного в смысле музыки. Потому что опера - многогранное искусство, и у людей очень разное восприятие ее. Поэтому я убеждена, что никогда опера не станет чем-то рядовым.
- Какая ваша любимая оперная партия?
- Моя самая любимая и самая первая роль - это Марфа из оперы Римского-Корсакова «Царская невеста». Это самая близкая для меня роль, я отношусь к ней с большим трепетом. И абсолютно на всех конкурсах исполняю арию именно с этой оперы. Я всегда пропагандирую именно эту музыку.
- В каком смысле?
- В самом прямом. За рубежом эта опера не очень известна, и эту музыку не знают. Я в принципе пропагандирую русскую музыку в целом. Иностранцы знают три оперы Чайковского «Евгений Онегин», «Пиковая дама» и «Иоланта». А тот же Римский-Корсаков - это дремучий лес для иностранцев. И теперь, когда я исполняла арию Марфы из «Царской невесты», в России говорили, что это с моей стороны большой риск - исполнять музыку, которой никто не знает, какую могут не понять и не оценить. Но я всегда делаю то, что считаю нужным. И я не проиграла, так как сделала правильный выбор.
- Вы говорите, что популяризируют русский классическую музыку. А почему это следует делать?
- А как же его не популяризировать? Это огромный пласт классической музыки. Нельзя сказать, кто больше написал - европейцы или русские. Плюс это музыка невероятной красоты. Русская музыка очень сложная для исполнения, поэтому и не популярна в Европе.
- Где белорусский слушатель может услышать оперную диву Надежду Кучер?
- В течение следующего года я буду петь в Женеве, в Перми, во Франции и Чили.
Надежда Кучер родилась в Минске в 1983 году. В 2003 году с отличием окончила Минское музыкальное училище имени Глинки по специальности «Музыковедение». В 2006 году стала лауреатом 1 премии конкурса вокалистов в рамках Международного фестиваля духовной музыки «Магутны Божа».