«Черные риелторы» из Могилева копали могилы заранее, для еще живых людей.
Об этом говорится на сайте Следственного комитета Беларуси со ссылкой на председателя ведомства Валентина Шаева.
«Следственный комитет продолжает расследование и выяснение всех обстоятельств уголовного дела, связанного с убийствами граждан, которые совершались в целях завладения деньгами от продаж недвижимости в Могилеве. Особое внимание уделяется установлению причин и условий, которые способствовали совершению данных преступлений, а также выявлению возможных нарушений со стороны должностных лиц различных организаций и ведомств. Также изучаются проблемы нормативного регулирования имущественных и жилищных правоотношений в целях установления возможных пробелов в законодательстве. Уже в первые дни расследования Следственным комитетом было выявлено отсутствие должного контроля и учета захоронений на кладбищах», - сказал Валентин Шаев.
Созданная следственная группа по уголовному делу об убийствах сейчас активно работает над установлением всех обстоятельств деятельности обвиняемых. Следствие поэтапно восстановило схемы совершения преступлений, включая мельчайшие детали, а также способы, мотивы, направленность умысла обвиняемых.
В качестве предполагаемых жертв преступления, «черные риелторы» выбирали одиноких лиц социально уязвимой категории населения. Последние в большинстве случаев злоупотребляли спиртными напитками и имели задолженности по коммунальным платежам.
Затем происходило знакомство риелторов с потерпевшим. Способ выбирался в зависимости от конкретной ситуации, но представлялся в двух вариантах: или под видом молодой семейной пары, или в образе судебного исполнителя, который пришел взыскивать долги по коммунальным услугам.
Пытаясь всеми возможными способами повлиять на выбранную жертву, обвиняемые склоняли каждого из потерпевших к совершению сделки по продаже квартиры. Тут в ход шли различные способы: предлагался алкоголь, продукты питания, деньги. Кроме того, обвиняемые обещали помощь в приобретении более дешевого жилья после продажи квартир. Далее рисовались радужные перспективы жизни потерпевших за счет разницы от вырученных при продаже квартир денежных средств.
По словам Валентина Шаева, чтобы окончательно развеять сомнения в правдивости своих намерений, обвиняемые брали в аренду на сутки какую-либо квартиру в Могилеве, привозили туда потерпевшего и демонстрировали вариант будущего жилища. При этом происходила инсценировка: в роли хозяина съемной квартиры выступал кто-либо из злоумышленников, и, когда потерпевший давал свое согласие на приобретение данной квартиры, обвиняемые демонстративно передавали подельнику залог за «покупку» квартиры. С потерпевшего в свою очередь брали расписку в том, что он обязуется вернуть сумму залога.
В дальнейшем «черные риелторы» помогали потенциальной жертве с оформлением и сбором всех необходимых документов для продажи своего жилья, передавали деньги на погашение коммунальной задолженности. Особенностью являлось то, что административные процедуры и платежи совершались потерпевшими лично, а злоумышленники всячески скрывали свое участие в сопровождении процедуры отчуждения жилья.
Когда весь необходимый для продажи пакет документов был собран, на имя потерпевшего регистрировались два телефонных номера и приобретались два недорогих мобильных телефона. Один телефон оставался у потерпевшего, а второй - у обвиняемых. Так конспирировалась связь будущих жертв и злоумышленников.
Перед совершением каждой из сделок потерпевших регистрировали на территории Минского района.
Следующий этап был информационным: размещались объявления о продаже квартиры в газетах и на рекламных сайтах. В качестве контактного номера телефона размещался телефон «черных риелторов», приобретенный накануне. Для потенциальных покупателей указывалось основное условие сделки: расчет наличными деньгами.
Далее происходила процедура оформления продажи квартиры в установленном законом порядке. После реализации всей вышеуказанной схемы владелец продавал свою квартиру. Затем «черные риелторы» под различными предлогами, в том числе, празднования успешного завершения сделки, завлекали жертв в безлюдные места, где впоследствии убивали.
«Чтобы подчеркнуть цинизм и жестокость привлеченных по делу обвиняемых, отмечу, что могилы они копали заранее для еще живых людей: накануне сделки либо за несколько дней до ее совершения, обвиняемые выбирали место на кладбище, где планировали захоронить потерпевшего после убийства. Для этого подыскивались лица, которые за небольшое вознаграждение копали могилы под предлогом захоронения умершего родственника», - отметил глава ведомства.
Ранее Следственный комитет сообщал, что следствие установило шесть фактов убийств граждан и одно приготовление к убийству, которое не было доведено до конца по независящим от обвиняемых обстоятельствам. В настоящее время установлены еще два факта приготовления к убийствам. Для двух из несостоявшихся жертв уже были вырыты могилы на кладбище.
«Черные риелторы» расчетливо пользовались тяжелым материальным положением и низким социальным статусом своих жертв, надавливая на самые больные места. Поиск таких людей изначально был положен в основу преступной схемы и приносил злоумышленникам желаемый результат. Могилевских «риелторов» мало что останавливало в достижении поставленной цели, и кто знает, кто мог стать очередной жертвой, ведь они могли предложить «помочь с деньгами» абсолютно каждому, в том числе вашим родственникам, знакомым, которым действительно срочно нужно решать финансовые вопросы. Будьте предельно осторожны в сделках с недвижимостью, тщательно подходите к документальной стороне вопроса, проконсультируйтесь с юристом.
Изложенные выше детали преступной деятельности призваны помочь гражданам впредь не допускать подобных ошибок, в результате которых можно лишиться не только жилья, но и собственной жизни.