Никаких вариантов удержания власти, кроме страха, у белорусского диктатора не осталось.
Такое мнение в интервью сайту charter97.org высказал первый руководитель независимой Беларуси, экс-глава Верховного совета XII созыва Станислав Шушкевич.
- Протест в Ереване некоторые СМИ уже назвали «Электромайданом». А украинский эксперт Тарас Чорновил предположил, что события в Армении могут начать развиваться по украинскому сценарию. Насколько, по вашему мнению, обоснованы подобные сравнения?
- Недавно я был недалеко от Армении, если быть более точным – в Баку. И мне кажется, что у руководства Армении нет другого выхода, кроме (повышения цен на электроэнергию), иначе они станут банкротами. А понимания и сил, чтобы объяснить это обществу, они в себе не нашли. Может ли это привести к новому Майдану на постсоветском пространстве? Я не исключаю. Потому что армянский оппозиции действительно был нужен определенный повод. И если я, например, не считаю этот повод достаточно веским (возможно, потому что не имею всей информации) – он может действительно перерасти в Майдан, потому что в обществе накопились достаточно сильные протестные настроения. И формальный повод для начала протестов станет не так уж важен. Взрыв недовольства мог спровоцировать и любой другой повод. А протест, действительно, достаточно массовый и активный, и он может вполне перерасти в настоящий Майдан.
- Правозащитники высказывают мнение, что события в Киеве, с одной стороны, настолько напугали авторитарные режимы, а с другой – показали пример применения летального оружия против мирных демонстрантов, что теперь любая автократия теперь будет удерживать свою власть, не разбираясь в методах. Армянские события подтверждают это?
- Вполне подтверждают. Мне не хочется давать резких оценок, но там, похоже, действительно забыли, зачем существует правительство, парламент и президент. Они просто сохраняют свою власть любыми средствами и забывают, что должны служить стране и народу. В каком-то смысле, эта власть клептократична. Вспоминая увиденное мною недавно в Баку, я хочу отметить: несмотря на то, что азербайджанский и армянский режимы во многом различны (хотя бы потому, что это богатый ресурсами Азербайджан и относительно бедная Армения) – в одном они очень схожи. Это то, какими методами удерживается власть.
- По вашему мнению, использует ли белорусский режим какой-либо опыт ереванских событий?
- Наш режим использовал уже все, что можно использовать. Вспомните выборы 2010 года: более жестких событий у нас еще не было. Белорусский режим подавил общество. В тюрьму были посажены все, кто мог действовать по правилам оппозиционной борьбы. Уже тогда режим показал, что способен на любые шаги. И если опять будут подобные протесты, они будут снова очень жестко подавлены. Потому что иного способа удержать власть, кроме страха, у белорусского режима нет.
- А представители гражданского общества Беларуси какой урок могли бы вынести из армянского «Электромайдана»?
- Боюсь, что сейчас трудно ждать от гражданских лидеров в Беларуси каких-то решений. У нас сейчас есть очень большая проблема в оппозиции: лидерские амбиции не у всех подтверждаются лидерскими качествами… Настоящие лидеры были избиты, брошены в тюрьму, вынуждены были покинуть Беларусь. Сейчас осталось много лидеров, способных теоретизировать, но мало – способных к борьбе с режимом.