Очередной опус Дмитрия Крята о конфликте в Ивенце в газете администрации Лукашенко вышел под заголовком «Дом с привидениями».
Газета «Советская Белоруссия» снова возвращается к теме захвата белорусскими властями Польского дома в Ивенце. Данная статья видимо стала ответом на намерение польских властей ввести санкции против белорусских чиновников за нарушение прав польского меньшинств в Беларуси и последние аресты лидеров Союза поляков.
Автор статьи Дмитрий Крят начинает с того, что цитирует американского сенатора Марка Хэнна: «В политике важны только две вещи. Первая — деньги, и я забыл, какая вторая».
«Отличный комментарий к тому, что происходит вокруг ивенецкого «польского дома» и вообще вокруг многочисленных историй, в которых фигурируют фамилии Борис, Почебута, Писальника, Соболь и прочих кипучих деятелей «полонии»… Идут банальные сражения за деньги. Конечно, под прикрытием высоких и красивых слов. Вот если бы Тереза Соболь скандалила, ругалась со своими бывшими товарками по местной ячейке СПБ, принципиально вывешивала в центре Ивенца флаг с белым орлом и все это во имя убеждений и абсолютно бескорыстно, то это, безусловно, роднило бы ее с матерью Терезой. Но глядя на то, что происходит в Ивенце — искусственный скандал на тему, кто «поляк» первого сорта, кто «второго», «черные списки» и прочая дьявольщина, — понятно, что здесь дискуссиями вопрос не решить: дело дошло до милиции и судов. Но если попытаться — даже поверхностно — вникнуть в сюжеты «борьбы Терезы Соболь и ее друзей за польское дело», то становится ясным, что в основе конфликта — материальная заинтересованность, а отнюдь не романтическая битва за чистоту риз», - бросается обвинениями сотрудник «СБ».
Далее в «лучших» традициях советской прессы Крят приводит высказывания «возмущенных жителей Ивенца», полные безосновательных обвинений в адрес руководителя ивенецкого отделения Союза поляков Терезы Соболь и утверждений, что при ней в Польский дом могли попасть «только свои», а сейчас, наконец, он принадлежит «всем».
В конце Крят цитирует некую «83-летню бабушку Зою»: «Пока не возьмут за мягкое место эту Анжелу (видимо, Анжелику Борис, лидера Союза поляков – прим. charter97.org) — ничего не будет. Она в Польше в правительство вклинилась. Так пусть заберут ее себе. Пусть живет спокойно, обеспеченно».
Сотрудник «Советской Белоруссии» утверждает, что в публикацию попала четверть его бесед с людьми из Ивенца. «Материала на диктофоне хватило бы, наверное, на восемь газетных страниц. Всем, кто думает, что я что–то «приукрасил», — милости прошу в гости, послушаем вместе. В Ивенце в отличие от Варшавы на всю эту бурю в стакане воды никто особо не обращает внимания. Молодежи свары неинтересны, у пожилых людей столько накопилось всякого друг к другу, что пером не описать. Во всяком случае, о Терезе Соболь все говорят с понимающей улыбкой, никто не видит в ней «великомученицу» и прекрасно знают, что работала она не по «зову сердца», а за деньги», - утверждает он.
Далее Крят приводит, как он выразился, «пикантную деталь»:
«Хорошо известно, что у нас проживает не так уж много поляков. Если называть вещи своими именами, то в Ивенце, например, многие подтверждают, что под словом «поляк» чаще всего имеется в виду «католик». Этому есть множество исторических причин и следствий. Как бы то ни было, если люди хотят считать себя украинцами, даже много поколений которых проживает в Беларуси, — замечательно, никто против этого не возразит. То же самое и с русскими, и с поляками. С другой стороны, с т.н. «нацменьшинствами» — все мы граждане одной страны! — до настоящего времени не замечено ни единого конфликтного случая. Но разве Киев не думает о «своих», разве Литва промолчала бы в случае дискриминации литовцев на Беларуси? Ничего подобного! Шумит только небольшая группа кадровых «патриотов». Жаль, что некоторые варшавские политики так увлечены «борьбой», которую сами же и инициируют. Спросили бы у архиепископа Кондрусевича, ведь это же так характерно для польской ментальности — советоваться с ксендзами, — он бы и рассказал правду. А правда заключается в том, что очередная вспышка на «национальной почве» специально придумана и занесена к нам извне. Но люди католического и православного исповедания не приемлют искусственных страстей. И вообще непонятно, чего в этом плане хотят от нашей страны?», -- вопрошает сотрудник «СБ».