Лорду Керзону, автору знаменитого ультиматума, уготована в России долгая жизнь. Можно сказать, бессмертие.
Без малого уже почти сто лет прошло, как британский министр иностранных дел предъявил молодой советской республике свою ноту, а разборки все продолжаются.
Даем отпор.
Ответы Керзону поражают богатством фантазии у организаторов этих мероприятий. Привлекают стилистическим разнообразием. Сюжетная непредсказуемость в бесконечном диалоге России с Западом завораживает экспертное сообщество и простых зрителей.
"Лорд выступил - что сделано?" - под таким девизом в течение многих десятилетий учинялись мозговые штурмы в Кремле, сопряженном с ним агитпропе и прочих творческих союзах. Самому министру гневно ответил народ, согнанный на демонстрации под брутальными плакатами. Другим керзонам в другие времена давали отпор иначе, в соответствии с духом времени и текущими директивами начальства.
Собирались в заводских цехах и на полевых станах, чтобы заклеймить позором ястребов, к примеру, из Пентагона. Писали письма в газету, требуя покарать черных греческих полковников, реваншистов в Бонне и диктатора Сомосу. Группа дрессированных евреев поносила израильских керзонов и страшными словами крыла сионизм. Знаменитый поэт, потрясенный зрелищем ядерного апокалипсиса, публиковал громоздкую поэму про маму и нейтронную бомбу. А знаменитый премьер разворачивал свой самолет над Атлантикой.
Эпоха управляемой демократии подарила нам новые сюжеты в дискуссиях с неувядаемым лордом. Небывалые до сей поры. Пришло время законотворческих отповедей и контрударов.
Вы нам "список Магнитского", а мы вам больше не позволим российских детей усыновлять. Вы наших лучших людей к себе не пускаете, а мы ваших самых плохих не пустим, причем еще и засекретим стоп-лист. Вы замораживаете счета российских чиновников и бизнесменов, а мы в Чечне замораживаем все тамошние накопления Обамы и его прихвостней. Вы против нас вводите санкции, а мы против себя - контрсанкции, и подавитесь своим хамоном!
Из того же ряда и вчерашние сенсационные новости, как первая, так ивторая. Собственно, это одна и та же новость, с общей юридической подоплекой. Только поводы разные.
Генпрокуратура РФ собирается проверить "законность признания независимости" Эстонии, Латвии и Литвы, и это очевидный ответ Керзону, связанный с тем, что данный Керзон упорствует в своем стремлении изолировать путинскую Россию. Некоторое время назад Владимир Владимирович пытался вразумить Запад, указывая на то, что может взять, допустим, Таллин за два часа, но его речи не произвели нужного эффекта. Произвели ненужный, заставив западных политиков и полководцев всерьез задуматься о защите граничащих с РФ государств-членов НАТО. А Путин надеялся, что американцы, раз такое дело, забудут и про Крым, и про Донбасс.
Кроме того, аппетит приходит во время еды. Три дня назад та же Генпрокуратура установила, что Никита Хрущев передал Корсунь украинцам незаконно, а это, что называется, прецедент. Теперь можно и Госсовету СССР учинить допрос с пристрастием, и Варшавский договор призвать к ответу, а там и до Аляски рукой подать. Впрочем, за минувшие десятилетия лорд Керзон заметно нарастил мускулы, поэтому "источник, знакомый с ситуацией" рассуждает на заданную тему в диалектическом плане. С одной стороны, говорит, "юридически решение о признании независимости стран Балтии ущербно", так что ответ "будет аналогичен запросу по Крыму". С другой стороны, источник считает, что вердикт Генпрокуратуры должен быть "более взвешенным", чем в прошлый раз. "Надо, - добавляет он, - учитывать не только правовой, но и политический аспект поднимаемых вопросов". Иными словами, в Кремле еще надеются, что Запад оценит миролюбие Путина и, не желая с ним связываться, возобновит общение в рамках "восьмерки". Тогда и страны Балтии останутся независимыми, хотя, выйдя из состава СССР, они явно нарушили закон.
Что же касается того Керзона, с которым сражается Следственный комитет, то здесь история более сложная. Постичь ее смысл попытался Михаил Ходорковский, вступивший в переписку с генерал-майором Маркиным, легендарным спикером СКР, но не слишком преуспел. Михаил Борисович хотел "уточнить", почему его опять зачислили в убийцы мэра Петухова: это, мол, "реакция на исполнение Гааги или на серию статей о будущем России после Путина?" То есть следователи возбудились против МБХ из-за проигранных судов, из-за текстов Ходорковского или по совокупности заслуг? Генерал ответил уклончиво: "Следственный комитет политикой не интересуется", - и тут сюжет стал по-настоящему интригующим. Во-первых, непонятно, с каких это пор карательные наши органы охладели к политике. Кто ж тогда будет ловить иностранных агентов и разоблачать нежелательные организации? Во-вторых, вот только что источник, незримыми узами связанный с ГП, сообщил нам, что "политический аспект" при вынесении приговора странам Балтии важен. А чем СК хуже? В-третьих, ясно же, что и Ходорковский, и гаагские судьи, и сквалыжные "акционеры ЮКОСа" - это все сплошь лорды керзоны, от которых надо отбиваться руками и ногами. И если юридически корректные возражения Гааге придумать невозможно, то следует, покопавшись в древних актах, вытащить на свет старые, намертво сшитые белыми нитками, испытанные временем дела.
Можно возобновить "дело экспертов ЮКОСа". А можно и самого Михаила Борисовича опять, в сотый раз обвинить в убийстве мэра Нефтеюганска, типа "по вновь открывшимся обстоятельствам", которые, представьте себе, за десять лет отсидки Ходорковского все никак не открывались. Правда, тут еще открываются такие бездны, что лучше бы не заглядывать.
Так, сразу же вспоминается липовое дело Алексея Пичугина, и если его, отбывающего в чудовищных условиях пожизненный срок, Маркин намерен предъявить публике с покаянным словом, то выглядеть это будет еще ужасней, чем все суды над ним и приговоры. Ну и такой уточняющий вопрос возникает: законно ли поступил гр-н Путин В.В., помиловав Ходорковского М.Б., при том что сам гр-н Путин В.В. ранее утверждал, что у гр-на Ходорковского М.Б. "руки в крови"? Страшные подозрения тут закрадываются. Или Бастрыкин с Маркиным собираются вызывать Путина на допрос?
Игры с лордом Керзоном - они вообще довольно опасные.
Между прочим, самая первая кончилась плохо. Лорд (к слову, заступник за веру и российское духовенство, сумевший спасти при помощи своего ультиматума как минимум двух пастырей, включая патриарха) подвергался поношениям, газеты советские его проклинали, толпы уралвагонзаводских бесновались, а в итоге большевики по-тихому приняли почти все его условия. Да и потом, если заглянуть во тьму минувших десятилетий, как-то так выходило, что всенародные битвы с Керзоном оборачивались для Совдепии позором, а увенчались развалом той страны, которая объявила ему войну. Сегодня опять наступила острая фаза, и это внушает мысли печальные. Даже совсем безрадостные, как вспомнишь, что все мы смертны, а лорду в России уготована жизнь вечная.
Илья Мильштейн, Grani.ru