Греция является подтверждением тому, что геополитика порой важнее, чем экономика.
Об этом на страницах The Wall Street Journal пишет старший научный сотрудник Center for a New American Security Роберт Каплан, передает ZN.ua.
По мнению автора, если бы учитывались экономические показатели, то в 1981 году Грецию не приняли бы в европейский экономическо-политический блок, который потом стал Евросоюзом. А сейчас, когда она переживает дефолт, ее бы исключили из еврозоны.
"Много европейских политиков знают, хоть и не говорят об этом в голос, что Европа станет более уязвимой для российской агрессии, если интеграция Греции ослабнет", - считает он, напоминая, что у Греции длинная береговая линия в Средиземном море и фактически она играет роль "ворот на Запад".
Автор отмечает, что Греция стала бы частью коммунистического блока, если бы Иосиф Сталин не уступил ее в обмен на другие балканские страны. Тогда бы, к примеру, Италия долгие годы жила в условиях перманентной угрозы со стороны СССР.
Но несмотря на исторический фон, Грецию вряд ли можно считать демократией Западного типа. Она скорее совмещает в себе наследие византийского и оттоманского деспотизма. Православие заставляет ее эмоционально чувствовать близость к России.
По мнению автора, в Греции нет партий современного типа, государственные институты слабы, культура уплаты налогов также отсутствует, а бюрократия наоборот - очень раздута.
"СССР понял, что действовать в Греции ему всегда было легче, чем в любой другой стране НАТО. Во времена Холодной войны Греция никогда не чувствовала себя комфортно в составе Альянса и всегда мечтала о эфемерном "нейтралитете". НАТО и ЕС обеспечили ей свободу и процветание. Но без опыта участия в "Варшавском договоре", Афины никогда не были за это благодарны", - говорится в статье.
Все это объясняет успех левого популиста Алексиса Ципраса и его партии. Как только в Греции запахло кризисом, как социалистов мигом заменили левые и правые радикалы. В это же время, Кремль наладил отношения с партией "Сириза", чтобы в случае необходимости заставить ее фракции конфликтовать и не позволить таким образом Афинам согласиться на условия Европы.
В это же время, если Греция выйдет из еврозоны, она превратится в "недееспособное государство". А значит "ворота на Запад" ослабнут. А если добавить к этому еще и последствия агрессии России против Украины, то позиции Европы в поле безопасности сильно пошатнутся. В зоне опасности окажутся Албания, Болгария и Румыния. Поэтому даже если Греция лишится евро, США и ЕС будут вынуждены ей помогать из геополитических соображений, чтобы российский военный флот не появился в греческих портах.