На сегодняшний день эффективной альтернативы переговорному процессу в противостоянии российской агрессии нет. Благодаря переговорам в Минске Украине удалось изменить позицию стран Запада в свою пользу.
Как сообщает, об этом в эфире ЭРА.FM заявил Ярослав Мендусь, политический советник вице-президента Европарламента, пишет glavnoe.ua.
«Обе стороны — Украина и Европейский Союз — исходят из того, что решить эту ситуацию путем прямого военного противостояния с Россией невозможно. Невозможно, потому что мы имеем дело с агрессором, который владеет ядерным оружием, имеет колоссальные ресурсы и сегодня нарушает международное право. Поэтому сегодня цивилизованный мир, в первую очередь в лице США и ЕС, давит на Россию политически, экономически и дипломатически, чтобы заставить ее остановиться и сесть за стол переговоров», — отметил он.
Мендусь подчеркнул успешный результат, который был достигнут в результате длительного переговорного процесса в Минске. По его мнению, это выражается в резком изменении политики стран Запада и повороте в российской риторике.
«До начала этого года и ЕС, и США пытались договориться с Россией, — напомнил эксперт. — То есть, попробовать найти компромисс и точки соприкосновения, которые убедили бы Путина остановиться на Крыме. Скажем, с Крымом случилось, как случилось, но давайте найдем возможность урегулировать ситуацию на Донбассе. Теперь же вопрос Крыма звучит на переговорах постоянно».
По его мнению, переломным моментом стала осень, когда состоялась встреча в Брисбене, на которой канцлер Меркель более четырех часов вела переговоры с Путиным.
«Сегодня впервые за длительное время и Соединенные Штаты, и Европейский Союз на уровне экспертного круга и политиков четко называют вещи своими именами: «Мы готовы дать отпор России. Мы готовы ответить на вызовы, которые Путин бросает мировому порядку, международному праву и западной цивилизации», — сказал он.
Мендусь перечислил меры со стороны западных партнеров Украины, на которые еще полгода назад они категорически не хотели идти:
«На уровне НАТО и европейских структур принято решение о размещении в Европе, на приграничных территориях, тяжелого вооружения. Принимаются решения об ускорении программы противоракетной обороны. Впервые принято решение о возвращении бронетанковых дивизий США на территорию Европы. Пока на ротационной основе принято решение о размещении сил быстрого реагирования. Думаю, что скоро они будут размещены на постоянной основе».
Советник вице-президента ЕС отмечает, что поворот в политике Запад стал для Путина шоком и повлиял на его риторику.
«Эксперты отмечают, что Путин поменял свою внешнеполитическую позицию. Она стала более антиукраинской, чем была ранее, но с маленьким уточнением. Раньше он говорил, что Запад пытается уничтожить Россию и претендует на ее колоссальные природные ресурсы. Сегодня появилась новая тональность. Путин пытается декларировать новую технологию взаимодействия: «Мы хотим найти точки соприкосновения с США и ЕС», — отметил он.
Мендусь считает, что Кремль готов менять риторику в разговоре с Европой и признать собственные ошибки, но только за счет Украины. Путин хочет, чтобы Донбасс оставался в составе Украины как раковая опухоль, а сама Украина стала разменной монетой. Россия может предложить США свое участие в решении проблемы в Сирии, Ираке и Иране. По мнению эксперта, Запад не принял эти условия.
Также собеседник добавил, что европейцы не всегда очарованы профессиональностью нашего правительства, тем, как оно борется с коррупцией и тем, как Украина отстаивает свои интересы в отношениях с Россией.
«Но сегодня есть четкий настрой цивилизованного мира, который находится на стороне Украины, противостоять российской агрессии», — подытожил Мендусь.