Историки и архитекторы не могут договориться об оптимальный варианте реставрации двореца XVIII века.
Местные жители еще помнят, как «за Польшей» в Святском дворце была больница для наркоманов, а современные историки и архитекторы не могут договориться об оптимальный варианте реставрации, сообщает «Белсат».
Только редкая туристическая группа на пути из Гродно до Августовского канала не заедет в Святский дворец. Резиденция Воловичей в Святске, построенная в конце XVIII века знаменитым итальянским архитектором Джузеппе Сакко, много раз меняла хозяев. В межвоенный период здесь была элитная больница для марфинистов, которых сюда приводили со всей Польши. При советах – опять больница, но уже для больных туберкулезом, которая работа здесь до начала 2000-ых.
«Нас было 20 врачебных сестер, которые здесь работали, и 12 врачей, – вспоминает Ирина, которая живет в 200-ах метрах от дворца. – А моя мама хорошо помнит, как «при поляках» здесь лечили наркоманов. Сейчас здание пустует, кое-что люди растаскали...»
В 2009-ом пустующее здание приобрел санаторий «Озерный», который находится на балансе Нацбанка. В проекте реставрации говорилось не только о восстановлении дворца, но и о кузнице, пивоварне, конюшне, парке, короче, целом туристическом комплексе.
Через шесть лет видны лишь незначительные позитивные сдвиги: поставленные водоотводы, чтобы влага не уничтожала стены и очищенные парковые пруды, что тоже немаловажно.
Впрочем, некоторые историки уверены, что лучше так, чем реализовывать первичный проект реставрации с массой недостатков и неточностей.
«То, что прежде всего бросалось в глаза в проекте минских архитекторов – это замена барочной ломанной крыши обычной, – отмечает историк Ян Лелевич. – Может так и дешевле, но такое решение совершенно не соответствует историческим реалиям. Все дворцы Сакко, в том числе гродненский Новый замок, имеют высокую ломаную крышу, какую сейчас мы видим в Святске».
Впрочем, минчане якобы пообещали пересмотреть проект реставрации, что, по-хорошему, требует работы в польских архивах, где могут храниться данные о внешнем виде и интерьере дворца. Пока же посетителей в само здание не пускают, а работы заморожены.
Обращает на себя внимание только новая вывеска с QR-кодом, установленная в рамках приграничной программы Европейского союза и прикрепленная поверх испачканной и нестабильной штукатурки.