Семеновка - фактическая окраина Славянска. Год назад, за месяц до освобождения города, она еще под полным контролем сепаратистов.
Боевики превратили местность в крепость, взорвав мост, говорится в сюжете «Фактов недели».
«Эта часть, Семеновка, у местных это называлось «Ворота в Славянск». Они обеспечивали продвижение оружия, грузов, денег... что угодно», - говорит офицер штаба АТО Сергей Артамощенко. Оттуда боевики несколько месяцев стреляли по украинским позициям. И вот 2 июня 2014 наши войска пошли в первый наступательный бой.
Генерал Муженко говорит: заходить решили с двух сторон: на Семеновку и Красный Лиман. «Да, я скажу честно, что я помню до подробностей этот первый день. Отсюда, вон видите - школа разбита прямо перед нами, это был опорный пункт, группировка, которая там находилась и оттуда заходила, штурмовой отряд заходил 95-й бригады. А непосредственно на Красный Лиман шли штурмовые отряды 79-й аэромобильной бригады», - рассказывает начальник Генштаба Вооруженных сил Украины Виктор Муженко.
Дорога на Красный Лиман была тяжелой. Засады. Потери. Сожженная бронетехника. Но уже 3 июня городок был зачищен от боевиков. И стал первым освобожденным. Во время непродолжительного перелета начальник Генштаба разворачивает карту. Тот самый план наступления на Славянск. Со всеми направлениями удара, обозначениями блокпостов. Бесценный материал для будущих учебников истории. Генерал-полковник объясняет главный замысел: отрезать боевиков в Славянске от внешнего мира. Чтобы они не могли получать подкрепления и оружие. И после Красного Лимана пути начали отрезаться один за одним. «Когда мы вышли сюда на Ямполь, здесь был мобильный укрепленный опорный пункт в Ямполе. Взорваны мины. 24 бригада заходила через Брицики на Законтное, что давало возможность полностью перекрыть, контролировать дорогу из Северска в Лисичанск, выход на сам Славянск, через Николаевку», - рассказывает он.
У лидера боевиков Игоря Гиркина тогда началась откровенная паника.
«Конечно, это был план продвижения. Город Славянск планомерно, так скажем, брался в кольцо. Все делалось, как пишут в учебнике. Обошли, бои закончились. Взяли тот ямпольский укрепрайон. Бои в Закотном. Оттеснили врага к Сиверску», - говорит офицер штаба АТО Эдуард Шевченко. Каждый городок— ожесточенный бой. Перерыв сделали только 23 июня — президент Порошенко объявил перемирие. Неделю использовали для перегруппировки сил: Красный Лиман, Ямполь, Законтное, Старый Караван, Райгородок, Резниковка. Последним рубежом стала Николаевка. Кольцо замкнулось. «Примерно в одно и то же время это было, когда пошла колонна. Тогда я принял решение нанести огневое поражение. Думаю, что их было, скажем так, мелких колонн было несколько. Несколько... И они выходили на таком широком фронте», - говорит Муженко. Начальник Генштаба убежден, что боевики бежали на частных легковушках - небольшими группами. Через поля.
«Они через тот блокпост не могли выйти, они могли выйти только между трассой на Артемовск, Словянск-Артемовск, Словянск-Краматорск, Краматорск, и возможно, даже, туда... поля. Там есть небольшие деревушки, скажем так, в этом пространстве между двумя трассами. А там поля, в основном. Смотрите, возникли эти упорные разговоры о том, что была договоренность, о том что Гиркину дали уйти, он потом сам говорил, 90% состава. Это, я так думаю, он выдал желаемое за действительное. Столько их не получилось, потому что было много здесь нами обезврежено, и на подступах к Славянску, очень жесткие бои велись. Я не знаю, кто с ним договаривался. Мы с ним не договаривались, я с ним лично не знаком. И у нас никакой информации о договоренности вообще не было», - заявил начальник Генштаба.
Вместе с тем, именно после освобождения Славянска в Донецке появились боевики на бронетехнике. Местные снимали на телефоны.
«Для того, чтобы им выйти, надо было больше часа двигаться, и это какое-то количество людей. Еще был выход на Краматорск, и еще был выход из Краматорска определенных людей. И тоже нас там обвиняли в том, что мы их не поражали. Колонн никаких не было, это я вам заявляю официально - не было никаких колонн. Даже можно спросить тех летчиков, которые выполняли задания. Движение гражданских машин, в основном, гражданских машин, по этой трассе. Шли машины группами по две, три, возможно и больше было. Но идентифицировать их как военную колонну не было такой возможности. Поэтому и авиационный удар... хотя дежурство самолетов в воздухе проводилось», - рассказал Муженко.