Бывший председатель Сейма Литвы напомнил, что в соседней стране переписывают учебники, чтобы «не осталось ничего плохого о непорочной и святой России».
На тему Второй мировой войны ведутся ярые дискуссии, поскольку Россия хотела бы, чтобы мировую историю, а в особенности европейскую, писали по ее версии. Об этом заявил депутат Европарламента от Литвы, бывший глава литовского Сейма Витаутас Ландсбергис.
Политик подчеркнул, что исторические знания особенно важны для таких стран, как Литва, поскольку эти страны вынуждены опровергать «инсинуации» о том, будто они появились только после развала СССР, передает ru.DELFI.lt.
«История – это поле большой политической борьбы, поле международной политической брани. Здесь все время происходит ярая дискуссия о Второй мировой войне. Поскольку одно государство в силу своей военной и газовой мощи хотело бы, чтобы мировая, а особенно европейская история были написаны по ее версии, и злится, и много средств и энергии тратит на то, чтобы история, опирающаяся на факты, называлась переписыванием истории, а мифология, сформулированная этой страной, называлась историей», – сказал Ландсбергис, читая лекцию в университете им. Миколаса Ремериса.
Он прибавил, что «то же государство» пять-восемь лет назад устами своего самого высокопоставленного чиновника «приказало переписать учебники по истории, чтобы в них не осталось ничего плохого о непорочной и святой России: ни неблагородных поступков, ни поражений».
Европарламентарий также ответил на вопросы студентов. На вопрос, что бы он делал, если бы на Литву кто-либо напал, политик ответил, что не знает, возглавил бы партизанские отряды. По словам Ландсбергиса, он предпринял бы те же формы протеста, что и 13 января 1991 года: протестовал бы, обращался к мировому сообществу, распространял бы призывы.
«Я не знаю, стал бы я лично возглавлять партизанское сопротивление, может, нашлись бы другие. (...) Быть может, я как и 13 января в таких обстоятельствах, рассылал призывы Верховного Совета, аудио- и видеозаписи, чтобы, когда нас не станет, люди могли дома услышать, что надо делать в условиях оккупации», – сказал Ландсбергис.
Он подчеркнул, что невооруженное сопротивление – это один из важнейших успехов Литвы, поскольку нападающий всегда надеется на вооруженное сопротивление, чтобы потом обвинять того, на которого напал. «Грузины не выдержали, сейчас ситуация не из лучших. В них стреляли, стреляли, стреляли и, в конце концов, выстрелили и они, сейчас они виноваты», – отметил политик.
Ландсбергис напомнил, что есть разные формы сопротивления: непризнание оккупационной власти, неисполнение законов, отказ от сотрудничества, отказ от предательства своих.