В стране со слабой, периодически девальвирующейся национальной валютой покупка твердой иностранной валюты является средством спасения от девальвационных потерь, а размещение инвалюты на банковских депозитах - средством долгосрочных малорисковых сбережений, как правило, крупных, даже малый депозитный процент от которых - достаточно ощутимый доход.
Процентные ставки по новым банковским вкладам физических лиц в иностранной валюте
Средние по стране процентные ставки по новым банковским вкладам физических лиц в иностранной валюте резко падают второй месяц подряд, снизившись в июле до 4,3% годовых для депозитных договоров на срок до 1 года и до 4,8% годовых на срок свыше 1 года. Средневзвешенный показатель июля - менее 4,5% годовых - исторически минимальная процентная ставка по срочным валютным депозитам физических лиц в Беларуси. В июне было, соответственно, 5,7 и 5,4%, в мае - 6,3 и 6,2% - это был максимум за три года.
Рис.1. Динамика средневзвешенных процентных ставок по новым срочным депозитам в иностранной валюте для физических лиц в период после кризиса 2011-го года, % годовых
Процентные ставки по всем текущим банковским вкладам физических лиц в иностранной валюте
Падение депозитных ставок по новым инвалютным вкладам физических лиц стало причиной снижения и средней по стране процентной ставки по всем (текущим) срочным инвалютным вкладам (традиционно - преимущественно в долларе): в июле она составила 5,4% годовых. Это 0,46%-ный прирост тела вклада за месяц без учета капитализации процентов. В июне было 5,8% годовых (плюс 0,48% за месяц).
Рис.2. Динамика средних процентных ставок по всем срочным депозитам в иностранной валюте для физических лиц в период после кризиса 2011-го года, % годовых
Изменение курса доллара в Беларуси за месяц
В июле доллар США подешевел в Беларуси на 0,55% (по итогам торгов на БВФБ в последний день месяца): Br-эквивалент $100 в конце июня, а это Br1,533 млн, превратился в конце июля в Br1,525 млн, оставшись теми же $100. То есть, Br-эквивалент стал меньше на 0,55%. Это соответствует 6,53% годовых. В предыдущем месяце, в июне, доллар, наоборот, подорожал - на 2,98% (36,2% годовых), в мае - на 4,34% (51,2% годовых).
Рис.3. Динамика месячного изменения курса доллара США в Беларуси за месяц в период после кризиса 2011-го года, % годовых
Рублевая доходность срочных инвалютных депозитов физических лиц
Скорость удешевления доллара (6,53% годовых) превысила в июле скорость процентного наращивания тела долларового депозита (5,4% годовых - средняя по стране ставка по всем текущим инвалютным депозитам). В итоге рублевая доходность долларового вклада в июле оказалась отрицательной - минус 1,16% годовых. А нулевая или плюсовая Br-доходность была только у долларовых депозитов со ставкой не ниже тех самых 6,53% годовых.
Рис.4. Динамика рублевой доходности/убыточности срочных депозитов в иностранной валюте для физических лиц в период после кризиса 2011-го года, помесячно, % годовых
Динамика остатков средств на срочных инвалютных депозитах физических лиц
Тем не менее, несмотря на рублевую убыточность июльского валютного депозита, те, кто стал в июле валютным вкладчиком сделали стратегически правильный выбор: уже с самого начала августа доллар в Беларуси начал сильно дорожать. Хотя валовый прирост остатков средств населения на срочных депозитах в иностранной валюте в июле оказался не слишком велик - вырос лишь на $37 млн.
За июнь было плюс $138 млн - рекордный прирост объемов с осени 2013-го. Максимальный же прирост остатков в исследуемом периоде зафиксирован в июле 2013-го - $269 млн и в октябре 2012-го - $250 млн. А максимальное снижение - на $120 млн - было в январе 2015-го.
Всего же за 45 посткризисных месяца было 40 месяцев с валовым приростом остатков средств населения на срочных инвалютных депозитах, и только 5 - с минусовой динамикой.
Рис.5. Абсолютное изменение остатков средств на срочных депозитах физических лиц в иностранной валюте за месяц в период после кризиса 2011-го года, +/- $млн
Относительно суммы остатков вкладов на начало месяца прирост в июле составил 0,48%. Самый большой относительный валовый прирост в этом периоде был в январе 2012-го - +5,9%, а рекордное падение в относительном, как и в абсолютном, выражении было в январе 2015-го - на 1,6%.
Рис.6. Относительное изменение остатков средств на срочных депозитах физических лиц в иностранной валюте за месяц в период после кризиса 2011-го года, +/- % от остатков на начало месяца
Динамика рублевого эквивалента остатков средств на срочных инвалютных депозитах физических лиц
Ослабление белорусского рубля дает дополнительные приобретения в рублевый эквивалент инвалютных вкладов, и Br-эквивалент остатков инвалютных депозитов сильно увеличивается, нередко превышая самые большие валовые притоки средств на рублевые депозиты. Укрепление же рубля к доллару, наоборот, уменьшает рублевый эквивалент долларовых вкладов.
Как раз последнее и произошло в июле: рублевый эквивалент остатков средств на депозитах физических лиц в иностранной валюте сократился на Br85 млрд, с Br117,49 трлн в конце июня до Br117,40 трлн в конце июля (по курсу последних торгов на БВФБ).
Это 5-е, но самое незначительное, в пределах погрешности, месячное падение Br-эквивалента остатков средств на срочных инвалютных депозитах физических лиц за 45-тимесячный посткризисный период.
Рис.7. Абсолютное изменение Br-эквивалента остатков средств на срочных депозитах физических лиц в иностранной валюте за месяц в период после кризиса 2011-го года, по курсу последних в месяце торгов на БВФБ, +/- Br трлн
В относительном выражении Br-эквивалент остатков средств населения на инвалютных депозитах сократился за июль всего лишь на 0,07%, что даже незаметно на диаграмме.
Рис.8. Относительное изменение Br-эквивалента остатков средств на срочных инвалютных депозитах физических лиц за месяц в период после кризиса 2011-го года, по курсу последних в месяце торгов на БВФБ, +/- % от остатков на начало месяца
Структура изменения объема остатков срочных инвалютных депозитов физических лиц за месяц
Средняя по стране доходность текущего июльского инвалютного депозита (5,4% годовых) прирастила тело депозита за месяц на 0,46%. В целом по Беларуси сумма этого приращения, исходя из объема инвалютных вкладов населения на конец июня ($7,663 млрд), составила около $35 млн.
Значит, учитывая прирост остатков в абсолютном выражении (это +$37 млн), получается, что в отчетном месяце произошел малозначительный расчетный чистый приток извне валютных средств населения в банки размером $2 млн.
Рис.9. Структура абсолютных изменений остатков средств на срочных инвалютных депозитах физических лиц за месяц, в период после кризиса 2011-го года, расчетная величина, $ млн
Всего же из 45-ти посткризисных месяцев чистый, без капитализации начисленных процентов, приток на валютные депозиты населения был в 34-х месяцах, а в 11-ти - чистый отток.
Относительно остатков валюты на вкладах на конец июня, июльский чистый приток валюты от населения на срочные депозиты - 0,03%, то есть снова в пределах статистической погрешности.
Рис.10. Структура относительных изменений остатков средств на срочных инвалютных депозитах физических лиц за месяц, в период после кризиса 2011-го года, расчетная величина, % от остатков на начало месяца
Структура изменения Br-эквивалента остатков срочных валютных депозитов физических лиц за месяц
В рублевом эквиваленте основные прибыли валютных депозитов приходятся как раз на курсовые приобретения от периодических девальваций белорусского рубля к доллару, а не на процентное приращение.
В июле же итоговое за месяц удешевление доллара, наоборот, создало ревальвационные потери Br-эквиваленту валютных вкладов на Br651 млрд. Br-эквивалент же процентных доходов по валютным депозитам составил Br536 млрд, а чистого притока на депозиты - Br30 млрд (по курсам последних торгов в месяце на БВФБ). Суммарно - минус Br85 млрд (=536+30-651)
Рис.11. Структура абсолютных изменений Br-эквивалента остатков средств на срочных валютных депозитах физических лиц за месяц, а также курсовые приобретения/потери, в период после кризиса 2011-го года. Расчетная величина +/- Br трлн
В относительном выражении (в % к рублевому эквиваленту остатков валютных депозитов населения на начало месяца) процентное приращение тела вклада в июле - 0,46%, чистый приток - 0,03%, курсовые потери - 0,55%. В сумме - минус 0,07%.
Рис.12. Структура относительных изменений Br-эквивалента остатков средств на срочных валютных депозитах физических лиц за месяц, а также курсовые приобретения/потери, в период после кризиса 2011-го года. Расчетная величина, +/- Br трлн
Приток валютных средств населения на новые срочные депозиты физических лиц
Почти абсолютное доверие населения к белорусской банковской системе и, в целом, к государству, власти которого, по мнению большинства белорусов, не допустят массового банкротства банков и внутреннего дефолта, что могло бы привести к потере размещенных в них средств, определили популярность банковских срочных депозитов в иностранной валюте для физических лиц.
Два месяца назад, в мае, зафиксирован рекордный валовый приток средств населения в иностранной валюте на срочные инвалютные депозиты - $1,290 млрд (особенно на краткосрочные депозиты - видимо, переждать ожидаемую девальвацию). В июне приток резко сократился - до $0,748 млрд. Данные за июль появятся только в конце августа.
Рис.13. Валовый приток денежных средств населения на новые банковские депозиты физических лиц в иностранной валюте, по данным Национального Банка, помесячно, $ млрд
Динамика объема срочных депозитов физических лиц в иностранной валюте и прогноз
За посткризисный период, за 45 месяцев, номинальный объем срочных вкладов населения в иностранной валюте вырос в 2,1 раза, с $3,655 млрд в конце октября 2011-го года до исторически рекордных $7,700 млрд в конце июля 2015-го.
Рис.14. Динамика объема остатков на срочных депозитах физических лиц в иностранной валюте в период после кризиса 2011-го года, $ млрд
За это время доллар США в Беларуси подорожал в 1,80 раз. В результате, по отчетный месяц, за 45 посткризисных месяца рост остатков срочных валютных вкладов населения в рублевом эквиваленте составил 3,8 раз (с Br30,89 до Br117,4 по курсам торгов на БВФБ на конец месяца или рыночным курсам).
Рис.15. Динамика рублевого эквивалента объема остатков на срочных депозитах физических лиц в иностранной валюте в период после кризиса 2011-го года, Br трлн
В августе единственным прибыльным финансовым инструментом приращения сбережений в долларовом эквиваленте будет долларовый срочный депозит. А прирост его Br-эквивалента будет весьма значительным благодаря наметившемуся сильному ослаблению белорусского рубля в этом месяце. Поэтому в следующем месяце, скорей всего, произойдет чистый приток валюты на срочные депозиты физических лиц, что вкупе с капитализированными процентами вновь обновит исторический максимум объема инвалютных депозитов населения.
Отношение объема срочных депозитов физических лиц в иностранной валюте к объему валовых иностранных активов банковской системы (требований к нерезидентам)
Если риск по рублевым депозитам заключается в девальвационных потерях их долларового эквивалента, то по валютным депозитам - в низкой валютной ликвидности банковской системы Беларуси, когда имеющиеся в наличии валовые иностранные активы (требования к нерезидентам) значительно меньше ее совокупных (внешних и внутренних) инвалютных обязательств. В результате чего массовое снятие валюты с депозитных счетов вкупе с массовой же конвертацией в валюту рублевых активов приведут к немедленному коллапсу банковской системы, ведь доллары не напечатаешь, а взаймы их столько (миллиарды долларов) не дадут, по крайней мере, быстро.
Одни лишь срочные инвалютные депозиты населения на 27% превышают сейчас объем всех валовых иностранных активов (требований к нерезидентам) белорусской банковской системы.
Рис.16. Отношение суммы остатков денег населения на срочных депозитах в иностранной валюте к объему валовых иностранных активов банковской системы (требований к нерезидентам), %
Графическая статистика за многолетний период
Рис.17. Динамика объема остатков средств на срочных депозитах физических лиц в иностранной валюте, с 2003-го года, на конец месяца, $ млрд
Рис.18. Динамика рублевого эквивалента объема остатков средств на срочных депозитах физических лиц в иностранной валюте, с 2003-го года, на конец месяца, $ млрд
Рис.19. Динамика объемов срочных депозитов физических лиц в иностранной и национальной (в $-эквиваленте) валюте, $млрд, и доля иностранной части в общем объеме, %
Рис.20. Динамика средних процентных ставок по всем (текущим) срочным депозитам в иностранной валюте для физических лиц в период с 2003-го года, помесячно, % годовых
Рис.21. Нарастающая доходность срочного долларового депозита в сравнении с нарастающей долларовой доходностью срочного рублевого депозита с учетом капитализации начисленных процентов (средних по всем текущим срочным депозитам), декабрь 2002-го = 1