Брестчане рассказали, как доказывали легальность своих доходов.
— Нам выпала акция: получи "письмо счастья" из налоговой и отчитайся о доходах за последние десять лет, — это сейчас брестчанка Лена может шутить и относительно спокойно разговаривать на эту тему. А еще пару дней назад ей было не до того: несколько месяцев у семьи ушло на то, чтобы доказать, что все их доходы были получены легальным путем, а расходы их не превышают.
Из дорогого имущества у семьи — построенный за несколько лет совместной жизни дом в Бресте и автомобиль. Как и большинство брестчан, супруги время от времени выезжают в Польшу, где покупают для себя товары. Из действительно крупных приобретений Лена помнит автомобильные шины, детскую коляску и полотенцесушитель. Остальное — мелочевка, которая не попадает под таможенное декларирование. Почему муж Лены попал в поле зрения налоговых органов именно сейчас, супругам непонятно. Ведь дом семья зарегистрировала в БТИ в 2010 году, а автомобиль куплен годом позже — в 2011-м, пишет "Вечерний Брест".
— За десять лет мой муж несколько раз сменил работу, поэтому по зарплате мог отчитаться только по нынешнему месту службы. Собственно, об этом он и сообщил в налоговой инспекции. Инспекторы самостоятельно узнали его заработную плату на предыдущих работах и сказали, что его расходы все равно превышают доходы. Соответственно, он должен заплатить налог с этой разницы. Когда стали выяснять, что, как и почему, оказалось, что за годы брака мы построили дом и купили машину. Эти приобретения вместе с товарами, купленными в Польше, и вызвали вопросы у налогового инспектора. Для того чтобы семье не платить налог, мне пришлось писать заявление, что я дарила мужу часть своей зарплаты. Только вычислив наш общий доход, в налоговой признали, что никаких чрезмерных расходов у нас нет. Вся эта канитель растянулась на несколько месяцев. Вот так и получается: имуществом владеешь совместно, а налоги платишь по отдельности. И почему о нашем доме вспомнили только сейчас — вообще загадка.
В инспекции Министерства по налогам и сборам по Московскому району Бреста пояснили, что требование отчитаться о доходах перед налоговой инспекцией за определенный период всегда имеет под собой основания. А именно — у инспекторов, которые проанализировали первичную информацию по доходам и расходам того или иного гражданина, возникло подозрение, что он потратил больше, чем официально заработал. Обычно такие люди попадают в поле зрения налоговых органов, когда часто пересекают границу, покупают дорогую недвижимость или автомобиль.
— В данном случае и дом, и автомобиль были зарегистрированы на мужа, — поясняет начальник инспекции Лилия Синяк. — Поэтому мы и попросили его отчитаться о доходах. Мы в первую очередь проверяем человека, и потом уже он может указать, что имущество приобретено на общие средства со вторым супругом. Вообще, под декларирование по требованию налоговых органов у нас попадает очень маленький процент людей. И, если они могут доказать, что деньги получены легальным путем, вопросов не возникает.
Почему брестчане только сейчас попали в поле зрения налоговых органов, тоже вполне объяснимо. Во-первых, в Московском районе проживает больше 200 тысяч человек. Поэтому ничего удивительного в том, что "очередь" дошла только через несколько лет после дорогой покупки. Во-вторых, данные о приобретении той же машины могут поступать в налоговую инспекцию с задержкой. Как бы там ни было, на пустом месте тревожить человека не станут. Однако все данные о крупных покупках и продаже нужно хранить как минимум десять лет — чтобы в случае чего доказать, откуда пришли деньги.