Второй день бизнес-сообщество обсуждает документ об экспертизах для зарубежных товаров.
Постановление под зловещим номером 666 появилось еще 6 августа, однако внимание к себе привлекло, только когда начало реализовываться на практике.
Если говорить просто, изменение в законодательство предписывает импортерам проводить экспертизу зарубежных товаров. То есть документов, которые раньше поставщики брали у заграничных производителей для подтверждения соответствия, уже недостаточно. Портал tut.by пообщался с крупными игроками рынка. Как выяснилось, ясности о том, как работать с новым документом, пока нет.
«Никто не может сказать точно, каких именно категорий товаров касается этот документ, — говорит представитель компании-импортера бытовой техники и электроники. — Одни говорят, что под действие постановления попадают все зарубежные товары, другие — что он не касается товаров, сделанных в России. Поэтому многие предпочитают не рисковать и пока взять паузу. Оплаченные партии товара приезжают и отправляются на склад. Ну а мы ждем разъяснений от Совмина и других заинтересованных органов».
Сегодня разъяснение к постановлению на своей странице в фейсбуке разместил Минздрав. Однозначно из него можно понять, что экспертизу не нужно делать для товаров с ограниченными сроками годности, товарами секонд-хенд, гуманитарной помощи. Однако проще от этого разъяснения бизнесу не стало.
Ключевой пункт в новом документе такой: «Объектом государственной санитарно-гигиенической экспертизы является продукция (за исключением продукции, подлежащей государственной регистрации) по перечню, установленному постановлением Совета министров Республики Беларусь от 11 июля 2012 № 635 «О некоторых вопросах санитарно-эпидемиологического благополучия населения».
Получается, что экспертизу нужно делать для всего, что входит в перечень, утвержденный этим самым 635-м постановлением. И вот здесь и начинаются вопросы, на которые бизнес пока не получил однозначных ответов.
Экспертиза на самом деле добровольная, а не обязательная?
За комментарием журналисты обратились в юридический отдел ОДО «Мостра-групп». Эта компания, которая работает на рынке более 20 лет и является крупнейшим импортером продуктов питания, косметики и прочих товаров в страну.
«Еще в 2013 году Министерство здравоохранения по нашему запросу давало разъяснение, из которого следует, что импортер в отношении продукции, включенной в указанный перечень (речь о постановлении № 635), имеет право самостоятельно определять способ подтверждения соответствия продукции Единым санитарным требованиям, если иное не установлено законодательством Таможенного союза в области технического регулирования, применения фитосанитарных и ветеринарных мер, — говорит начальник юридического отдела ОДО «Мостра-групп» Илона Герцик. — В связи с чем делался вывод о том, что наличие санитарно-гигиенического заключения не является обязательным и субъект хозяйствования имеет право, но не обязанность обращаться за проведением санитарно-гигиенической экспертизы товаров, включенных в перечень».
По мнению юриста компании, новое постановление Совмина ничего не изменило: документ касается административных процедур проведения экспертизы, а не самого списка товаров. То есть регламентировали порядок проведения процедур для того, что и раньше попадало на экспертизу. «Статус перечня продукции, утвержденного постановлением Совмина № 635, равно как и статус самой санитарно-гигиенической экспертизы никак не изменяется, в связи с чем наличие санитарно-гигиенического заключения на продукцию не является обязательным», - подводит итог специалист. При этом в ОДО «Мостра-Групп» уточнили, что для получения дополнительных разъяснений компания направила обращение в Минздрав.
Нести ли на экспертизу смартфон и чехол для него?
Юристы других компаний тоже не пришли к однозначному выводу относительно документа.
«Согласно 635-му постановлению экспертизе принадлежат, в частности, «Материалы для изделий (изделия), контактирующих с кожей человека, одежда, обувь (пункт 10 перечня), — рассуждает представитель компании импортера электроники. — Но дело в том, что терминология данного перечня не привязан к ТН ВЭД и допускает множество толкований. Например, можно сказать, что с кожей человека контактирует и смартфон, и чехол, и клавиатура, и тем более наушники. Получается, что их нужно нести на экспертизу?».
Аналогичная ситуация, по словам специалиста, и с понятием приборов бытового назначения (то есть тех, которые предназначены для личного повседневного использования).
«Вот, например, пункт 7 перечня: продукция машино-, приборостроения производственного, медицинского и бытового назначения, кроме запасных частей к транспортным средствам и бытовой технике (за исключением контактирующих с питьевой водой и пищевыми продуктами), — зачитывает документ импортер. — Относится ли к ней телевизор или холодильник?»
В итоге компания направила запрос в госорганы с просьбой разъяснить «информацию о перечне продукции, подлежащей экспертизе, о механизме формирования заявки на такую продукцию, о том, что считать единицей продукции, подлежащей сертификации (артикул, модель, код) и т. д».
Напомним, документ, с которым сейчас пытается разобраться бизнес-сообщество, вступил в силу с 27 августа.