С какими предвыборными обязательствами шел Александр Лукашенко на прошлые выборы и как сдержал свое слово?
— Мы обеспечили полную занятость. Уровень безработицы в Беларуси один из самых низких в мире — менее одного процента, — описывал свои достижения диктатор в программе 2010 года.
И ставил новые, более амбициозные задачи — «создать новый облик белорусской экономики»:
— В течение ближайших пяти лет в стране будет реализовано не менее 100 мощных инвестиционных проектов. Появятся новые отрасли: космическая, нано- и биотехнологии, альтернативная энергетика и другие. Это новые производства, новые технологии, новые рабочие места, востребованные на рынке труда.
Прошло пять лет, а сотня «мощных инвестиционных проектов» вместе с космическими отраслями — все в тех же космических далях, а приставку «нано» сегодня можно применить разве что к белорусским зарплатам.
Не видно что-то и «новых рабочих мест, востребованных на рынке труда». Да что новых, тут и со старыми-то никак справиться не получается. Записанное себе в актив достижение по самому низкому уровню безработицы и обеспечение полной занятости трещит по швам.
С регулярной частотой появляются тревожные новости с главных предприятий страны. То МАЗ переходит на четырехдневку, то стеклозавод «Нёман» и фабрика «Милавица» вынуждены объявить трехдневную рабочую неделю, то работники «Горизонта» проводят июль в отпуске. Десятки тысяч человек работают в режиме неполной занятости.
Примечательно, что за эти пять лет с таким низким, как уверяют власти, уровнем безработицы в стране, вдруг обнаружилось целое полчище тунеядцев. После издания декрета президента об иждивенцах неучтенные безработные начали выползать из всех щелей, атакуя службы занятости и нагло портя Александру Лукашенко официальную статистику. Только в Минске с начала года численность зарегистрированных безработных выросла в четыре раза.
Даже усиленная работа властей в этом направлении – обязательные общественные работы и мизерные пособия в 18 евро — не могут остановить этот процесс.
За счет сокращенных на предприятиях работников пополняются и ряды «тунеядцев». А сотни тысяч белорусов устремились на заработки за рубеж, чтобы прокормить свои семьи, которые власти могут накормить разве что своими «космическими обещаниями».
Анастасия Зеленкова, «Салiдарнасць»