Ситуация в Беларуси изменилась — впервые за пять лет появились надежды на перемены.
19 декабря 2010 года в Беларуси наступила ночь, длиной в годы. Почти 1 000 арестованных, все лидеры в тюрьмах, пытки, страх, преследования, массовый отъезд людей из страны, взрыв в метро, подавление даже самых безобидных протестов, попытки спецслужб взять под тотальный контроль все — от оппозиционных партий до независимых СМИ.
До 2010 года сохранялась хоть какая-то возможность легальных действий, хотя и убивали, сажали, закрывали, фальсифицировали. Но руки не так были связаны, не всем еще заткнули рты. Последние пять лет войдут в историю Беларуси, пожалуй, как самые тяжелые, в том числе - из-за их пустоты.
Но сценарии спецслужб часто проваливаются в момент, когда, казалось бы все «схвачено». Псевдовыборы 2015 года должны были стать кульминацией, триумфом той зачистки, которую КГБ начал во время прошлых президентских выборов.
И, действительно, завязка спектакля так и выглядела: о своих президентских «амбициях» заявили около двух десятков кандидатов из числа ведомых политических маргиналов и городских сумасшедших. Амбиции заставили заявить о своем участии в кампании и демократического политика — председателя Объединенного гражданской партии Анатолия Лебедько. На фоне войны в Украине, когда «стабильность» на Западе начинают ставить выше принципов, в диктаторской Беларуси складывалась вполне идиллическая предвыборная картинка. Угроза признания выборов Лукашенко становилась вполне реальной, особенно если учесть, что акции протеста против фальсификации итогов выборов кандидатами даже не планировались.
Но людей не обманешь. После 20 лет бессовестных манипуляций наивных в Беларуси практически не осталось. А уж после того, как Лукашенко продемонстрировал на что готов пойти ради удержания власти, тем более. В глазах обывателя голосование на выборах в Беларуси — это даже не глупость. Это полный идиотизм.
Сбор подписей за кандидатов в полной мере показал настроения белорусов. Маргиналы и сумасшедшие отсеялись сами, а Анатолий Лебедько честно признался, что не смог собрать необходимое число подписей из-за пассивности избирателей.
В итоге остальные «кандидаты» оказались голыми — стало ясно, что никто из тех, кто объявил о сборе 100 тысяч подписей, включая самого Лукашенко, ничего не собрал. Дутые списки аккуратными стопками им доставили прямо из компетентных органов. Диктатор не должен скучать во время представления.
Тем временем финансово-экономическая катастрофа и безденежье заставили Лукашенко освободить политических заключенных, которых он держал, как «заначку», на черный день. Сейчас диктатор ожидает в обмен на свой «гуманизм» признание и кредиты со стороны Запада.
Однако бывшие политзаключенные поломали ему всю игру на внутреннем политическом поле. Кандидат в президенты на выборах 2010 года Николай Статкевич сумел объединить вокруг себя остатки здоровых демократических сил и публично объявил: «выборы» в Беларуси уже можно считать сфальсифицированными.
Смелость Статкевича оживила. И вот поэт Владимир Некляев наконец объявил, что ушел из режимной «Говори правду», потому что ее руководитель Андрей Дмитриев работает на спецслужбы, а председатель Партии БНФ Алексей Янукевич отказался поддерживать на выборах креатуру КГБ. В общем, почти триллер, вернее вторая его часть — самая интересная, когда силы добра наконец начинают побеждать силы зла.
О каких-либо выборах в Беларуси стало даже неудобно говорить. Один из наблюдателей ОБСЕ, который недавно прибыл в Минск, честно признался мне, что никогда еще не чувствовал себя так глупо. Зачем приехал? За чем наблюдать?
За фарсом с участием Лукашенко, кандидатши от спецслужб и засланного казачка?
Просто стыдно наблюдать, как некоторые вроде как независимые журналисты сегодня создают видимость некоего выбора в Беларуси, описывая все, что делает эта нелепая массовка. Что это? Непрофессионализм под маской непредвзятости или заказ?
А ведь надо признать, что это перелом. Ситуация начинает меняться к лучшему. Оппозиция и народ будут эти «выборы» бойкотировать или игнорировать (выбирайте кому что нравится), и даже попытка Запада увидеть «прогресс» в последней диктатуре Европы уже не играет такой большой роли — просто потому что Беларусь меняется. Одно из свидетельств этого — братание белорусских и украинских болельщиков и 35-тысячное скандирование «Жыве Беларусь!» во Львове.
Белорусы наконец начинают решать сами, как им жить и в какой стране.
Наталья Радина, главный редактор charter97.org