Эскалацию военной активности в Балто-Черноморском регионе и причины, ее породившие, уже никто не оспаривает.
И серия недавних рабочих визитов генсека НАТО Йенса Столтенберга, во время которых он открывал в Тбилиси, в Вильнюсе центры и штабы НАТО с разными функциями, вполне вписывалась в эту новую ситуацию.
Как известно, командные пункты были открыты в трех странах Балтии, в Польше, Болгарии и Румынии. В каждом из шести штабов будут работать примерно по 40 офицеров. Эти элементы руководящей структуры НАТО созданы с целью улучшения подготовки к приему натовских сил исключительно высокой готовности и координирования международных учений. По словам Столтенберга, открытие штабов – это символ солидарности НАТО.
А тем временем по другую сторону противостояния – российскую, как видно, также не дремлют, проводя учения спецвойск от Пскова до Новороссийска, где «славянское братство» по оружию уже ковали россияне и белорусы вместе с сербами. Поведение последних в сфере оборонного сотрудничества с двумя частями так называемого Союзного государства стало вызывать все больше вопросов не только у НАТО, но и у ЕС, куда Сербия все же стремится попасть.
А пока 2 сентября 2015 года в Пекине состоялась двусторонняя встреча начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Республики Беларусь – первого заместителя министра обороны Беларуси генерал-майора Олега Белоконева с его сербским коллегой генералом Любишем Диковичем. По информации белорусских источников, в ходе переговоров стороны подтвердили заинтересованность в развитии взаимовыгодного двустороннего военного сотрудничества и обсудили вопросы реализации межправительственного соглашения между Беларусью и Сербией о сотрудничестве в области обороны, подписанного министрами обороны двух стран в 2014 году.
В качестве перспективных направлений сотрудничества были обозначены военное образование, радиационная, химическая и биологическая защита войск, подготовка сил специальных операций, миротворческая деятельность и военная медицина. Очевидно, что военное братство между Минском и Белградом становится все более многогранным, как и противостояние Москвы с НАТО и Западом в целом.
По понятным причинам в таком военном братстве сегодня отсутствуют украинцы. Они все больше стремятся попасть в НАТО, видя в альянсе единственного гаранта своей безопасности и защиты от России, ставшей для них, согласно новой военной доктрине, потенциальным агрессором. Следует отметить, что проект этого документа прошел общественное обсуждение с привлечением как представителей органов государственной власти Украины, так и экспертов негосударственных организаций, а также иностранных советников, аккредитованных при Офисе НАТО в Украине.
Эта натовская структура является индикатором нынешнего уровня отношений между двумя заинтересованными сторонами сотрудничества. А подобная структура в Москве после крымского блицкрига оказалась формально «заморожена», а фактически «усыплена». Что касается западного форпоста Союзного государства, коим является Беларусь, то у нее с НАТО всегда были особые отношения. И, в отличие даже от Москвы, в Минске вообще никогда не было представительства НАТО. До сих пор контактные функции выполняет то или иное посольство в Минске страны – члена НАТО. На сегодня им является посольство Латвии. Правда, с учетом того, что в посольстве нет военного атташе, то и работать напрямую с Министерством обороны РБ контактное посольство не может.
Так что, скорее всего, контакты осуществляются в таких сферах сотрудничества, как образование, наука и, видимо, чрезвычайные ситуации, то есть с белорусским МЧС. Как обстоят дела в сфере совместной борьбы с международным терроризмом, чем также занимается НАТО, неизвестно. Зато известно, что этими проблемами в Беларуси занимаются КГБ, МВД и другие силовые структуры. Как уверяют разные СМИ, эти структуры, да и армейский спецназ, сегодня больше озабочены профилактикой, а то и борьбой со всевозможной «оранжевой заразой», а судя по пропагандистским заявлениям из Москвы, так и с натовской угрозой в Украине. Об этом стараются не забывать и в союзном Минске.
Многочисленные попытки брюссельской штаб-квартиры альянса открыть в Минске хоть какой-то информационный пункт НАТO с просветительскими целями для местного населения неизменно наталкивались на противодействие властей. Однажды даже ожидалось открытие такого пункта. Но в последний момент это мероприятие было сорвано властями под каким-то предлогом, а то и без ясных объяснений.
Как говорят, произошло это уже после получения Академией наук натовского гранта. Именно в этом храме науки планировалось открытие информационного пункта НАТО. Впрочем, экс-председатель академии, а ныне глава верхней палаты Национального собрания Беларуси Михаил Мясникович должен досконально знать эту историю взаимоотношений альянса и Беларуси, а вернее, банального «кидалова», которое пережило НАТО.
Можно также напомнить, что некогда достаточно активные отношения в парламентском измерении с НАТO у Беларуси прекратились уже давно: с тех пор, как в стране установилось президентское правление и был разогнан легитимный парламент – Верховный совет. Но Беларусь по-прежнему остается участницей натовской программы «Партнерство ради мира», предусматривающей также индивидуальные программы сотрудничества с той или иной страной – не членом альянса. Есть она и у Беларуси, отношения с которой у НАТО находятся, по словам чиновников альянса, «ниже плинтуса».
А с учетом того, как Россия сегодня стремится консолидировать свою ОДКБ на антинатовской основе, скорее всего, скоро уже не «плинтус» будет измерять отношения с НАТО, а «Линия Сталина». Построенный по воле Лукашенко, этот туристически-пропагандистский объект на территории Беларуси, историческая ценность которого вызывает у ученых и настоящих ветеранов войны большие сомнения, сегодня из мифа превращается в тревожную реальность.
Если послушать некоторых апологетов правящего режима, так военная угроза сегодня исходит не только с южных границ Беларуси, а вообще существует вокруг нее. И, очевидно, бутафорская «Линия Сталина» должна еще сильнее внедриться в мозги белорусских граждан. Строительство «гражданского общества» с таким мышлением уже полным ходом идет в соседней России. И, надо признать, с большой эффективностью.
Роман Яковлевский, belrynok.by