Есть в России такая группа людей, которую принято называть чиновниками. Чиновники у нас водятся в каждом поселении.
Они отвечают за свет, за воду и за газ, за строительство дорог и устройство пандусов, за дома и транспорт, они собирают налоги и платят зарплату. В общем и целом это должны быть очень полезные люди, однако такое допущение оказывается очень близким к вымыслу.
Чиновники бывают нескольких разновидностей. Очень часто безболезненно заменить можно любого из них. Нужно отдать должное – такое происходит в чиновничьей среде регулярно, однако от перестановки слагаемых сумма не меняется. Циркуляция чиновников происходит постоянно, но это не приводит к хоть сколько-нибудь значительным изменениям к лучшему. С приходом каждого нового руководителя обновляется штат сотрудников, поскольку одному ему работать нелегко. Как говорится, "не имей сто рублей, а имей сто друзей". Назовем такого руководителя "чиновник-друг".
Будучи избранными в исполнительную власть, "друзья" совершенно искренне удивляются, что от них чего-то хотят. Главная задача чиновника состоит в том, чтобы составить хороший отчет своему руководителю. А главная задача начальника чиновника – составить хороший отчет своему начальнику. И так до самого конца (или, если хотите, до начала пирамиды), вплоть до самого главного чиновника-друга. Потребности общества в жизни чиновников отходят на второй план. Более того, часто обращения общественности воспринимаются чиновником как досадное недоразумение, мешающее жить. Такую разновидность чиновника я называю "чиновник – кто здесь?".
Каждый чиновник в душе – творец, но зона его творчества ограничивается составлением отписок для жителей. Вместо решения проблемы граждане получают обоснование: почему проблему не стоит решать вообще или почему не стоит ждать решения проблемы в ближайшем будущем. Это происходит повсеместно. Такого чиновника-творца назовем "резонером".
Но касается это не только граждан. Как у Пушкина: "Ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад" – вот в таком стиле чиновники пишут отчеты. Отчеты должны показать работу, смысл которой все же состоит в решении проблем жителей. Но что делать, если в 90% случаев реального решения нет? Отчитываться исключительно по формальному признаку, но перед своими друзьями. В результате в "высоких кабинетах" звучат ничего не значащие цифры и бессмысленные фразы, которые потом высыпают на граждан в качестве доказательства хорошей работы. Это разновидность "чиновник-позер".
Сформировалась целая культура формальной отчетности. Чиновники искренне удивляются, если кто-то из руководства в силу каких-то своих причин требует от них реальной работы. Чиновники чувствуют внутреннюю несправедливость происходящего и недоумевают: это почему именно они вызвали гнев руководства? Такие руководители – редкий вид в России, их принято называть "правдорубами".
Бывает гнев реальный, а бывает показушный, не имеющий последствий или преследующий своей целью информационный эффект. Заряды такого гнева испускают чиновники, за которыми следуют телекамеры. Эти чиновники до такой степени приучают себя играть на публику, что постепенно подменяют решение проблемы криком. Вычислить такого чиновника просто: если он "поднял вопрос", раскритиковал подчиненного, но реальных изменений не произошло, кадровых изменений тоже нет – значит, вы имеете дело именно с таким человеком. Это "чиновник-симулякр".
Занимаясь бессмысленной деятельностью, чиновник, чувствует себя особенным человеком, наделенным властью и способностью влиять на жизни сотен или тысяч людей. Иногда даже, на приеме граждан, он великодушно дает обещания, которые потом выполняет. В этот момент чиновник начинает чувствовать, что общество ему чем-то обязано. Эта ипостась называется "чиновник-бог".
В жизни чиновника случаются и досадные неприятности в виде активных граждан. Эти активные граждане могут упорно ходить по инстанциям, требовать сорблюдения своих прав, решения своих проблем, да еще и писать жалобы. Это самая неприятная категория жителей, поскольку они подтверждают: работа чиновника действительно формальна, а система государственной власти, между прочим, декларирует ответственный подход. Если чиновник не способен поддерживать миф о своей полезности, то с ним прощаются – если, конечно, он не обеспечивает своему начальству материальную выгоду в той или иной форме. Но не будем думать о человеке плохо, возможно, он с кем-то правильным дружит или с кем-то правильным спит. Прощаются обычно с "чиновниками-арлекинами", а сохраняют "чиновников-добытчиков".
Один чиновник может соединять в себе несколько ипостасей. Фигура чиновника вобрала в себя все пороки нашего общества и практически не вобрала в себя никакие его достоинства. Силу и волю чиновники проявляют обычно при защите своих интересов или интересов своего руководства. Людям достаются жалкие крохи того, что общество могло бы иметь, если бы поставило под свой контроль чиновничий аппарат. Чиновник в России – символ безалаберности, безответственности и коррупции. Это тот самый случай, когда рыба гниет с головы.
Анатолий Канюков, «Радио Свобода»