Правительство Беларуси ввело новую меру нетарифного регулирования внешней торговли – дополнительную государственную санитарно-гигиеническую экспертизу продукции зарубежного производства. Задача – усложнить жизнь компаниям-импортерам. Эксперты БДГ уверены: реализация на практике этого постановления повысит уровень коррупции и цены, а вот налоговые поступления от компаний-импортеров, наоборот, сократятся.
В последние годы про необходимость ограничивать импорт «ради сохранения валюты» президент и правительство говорят даже чаще, чем про импортозамещение. И меры предпринимают – от введения сборов на ввозимую частными лицами бытовую технику и прочих товаров для личных нужд до введения системы специмпортеров, имеющих исключительное право на импорт определенных товаров. Теперь Совет министров нашел (как он думает) новый способ защитить рынок страны от импорта, от утечки валюты, а заодно заставить белорусов покупать отечественную продукцию.
Речь идет про постановление Совета Министров Беларуси, вышедшее под символичным номером 666. Оно было принято 6 августа 2015 года и вступило в силу 28 августа. Причем, по нехорошей белорусской традиции, обнародовано постановление было прямо перед вступлением в силу – чтобы предприниматели не успели подготовиться.
Этот документ вводит для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц обязательную дополнительную государственную санитарно-гигиеническую экспертизу продукции зарубежного производства. Говоря точнее, исследоваться на безопасность будут товары из третьих стран, которые попадают на таможенную территорию Евразийского экономического союза. Это касается целого ряда позиций импортируемой продукции, куда включены бытовая техника, автомобильная химия (лакокрасочная продукция, масла, тормозные жидкости и прочее), а также химическая и нефтехимическая продукция производственного назначения, товары бытовой химии, лакокрасочные, полимерные, синтетические материалы, из которых сделаны мебель, одежда, обувь и многое другое. Товар, произведенный в России или в Казахстане, проходить экспертизу не будет. Проблема только в том, что не так уж много импортируемых нашей страной товаров произведено нашими партнерами по ЕАЭС.
Очевидно, что постановление №666 ударит сперва по компаниям-импортерам, а потом – по рядовым покупателям. До сих пор практика была такова: сертификат делался на продукцию определенного производителя, и продавец имел право на протяжении трех лет продавать его товар. Однако теперь сертификат выдается в отдельности на каждую партию товара. То есть оформлять его придется каждые несколько месяцев. А ведь и государственные лаборатории, которым предстоит проводить такую экспертизу, не были подготовлены к наплыву предпринимателей. Более того, по многим продуктам (например, разной автомобильной химии) в Беларуси нет даже методик проведения экспертизы. Можно представить, какие очереди сейчас выстроятся у таких лабораторий и какой товарный дефицит нас ждет.
Помимо прочего, постановление сразу нарушило работу оптовых компаний, которые за полгода подписали контракты на поставки товаров из Китая, Вьетнама, Турции, Польши. Под угрозой оказались подписанные ранее контракты – ведь они составлялись без учета необходимости дополнительной государственной санитарно-гигиенической экспертизы продукции зарубежного производства.
Как водится, ограничивающее торговлю поставновление ударило прежде всего по ИП. Ведь за экспертизу каждой партии товара надо платить одинаковую сумму. Но понятно, что, скажем, размер партии у «Евроопта» и у торговца на Ждановичах будет разным. То есть накладные расходы в пересчете на единицу товара у ИП окажутся выше.
«Правительство Беларуси в очередной раз показало свое пренебрежение белорусским бизнесом. В нарушение Директивы №4 постановление №666 было принято без консультаций с бизнес-сообществом, без диалога с импортерами и всеми теми, кто производит в Беларуси товары и услуги. Далее. Новая бюрократическая процедура – это деньги, время и нервы для бизнеса. Значит, это более высокие цены для потребителей, – говорит экономист, глава «Центра Мизеса» Ярослав Романчук. – При этом правительство поставило под угрозу импорт в Беларусь высокотехнологичных товаров, в том числе лекарств. Тем самым власти не только обрекают Беларусь на еще большее технологическое отставание, но и создают угрозы жизни и здоровью обыкновенных людей. Не говоря уже о том, что из-за сокращения торгового оборота автоматически снизятся налоговые поступления в бюджет. И далеко не факт, что они будут компенсированы возросшими продажами белорусских ”импортозаместителей”».
Можно предположить, что когда в магазинах и на рынках начнут пропадать (или резко подорожают) привычные импортные товары, многие белорусы уже привычно отправятся за ними в ближнее зарубежье. И нас ждет новый бум поездок «на закупы» в Вильнюс и Белосток.
Ну и, наконец, постановление №666 создало очень плодородную почву для коррупции. Импортеры оказались в ситуации, когда тут, кто прошел экспертизу прежде конкурентов, – тот и может диктовать цену на рынке. А это заставляет искать «своих людей» и в лабораториях, и среди чиновников, выдающих и контролирующих соответствующие сертификаты.
«Мы уже более десяти лет работаем на белорусском рынке, и последние несколько лет слышали от минских чиновников одно и то же: расширяйтесь, работайте без ненужных посредников, стройте тут свои склады, или давайте мы построим, а вы инвестируйте. Никто нас заранее не предупредил, что будет принят такой документ, как постановление 666. Не то что заранее – нас вообще никак в известность не поставили. Мы все узнали от одного из белорусских партнеров – он нам позвонил, – сказал БДГ замдиректора российской торговой компании «Мальва-Коммерция» Виктор Бабарикин. – Теперь получается, что формально мы финансово не пострадаем, так как мы не белорусское юрлицо. И мы в розницу в Беларуси не торгуем. Но вот наши белорусские партнеры уже не смогут просто так покупать у нас товар для своей розницы – им придется проходить еще одну административную процедуру, чтобы реализовать товар.
Конечно, мы были в шоке. Отправили документ в свою юридическую службу, они там сами ничего не понмают, говорят, что постановление нарушает само соглашение о создании Евразийского экономического союза. Получается, Республика Беларусь в одностороннем порядке установила новые правила реализации товара из третьих стран, не согласовав правила ни с Россией, ни с Казахстаном. Нам столько говорили, что в рамках ЕАЭС будет свобода перемещения товаров, нас даже привлекали как экспертов к разработке правил еще Таможенного союза, а теперь правительство Беларуси взяло и ввело меру нетарифного регулирования торговли, которая противоречит вообще всем межгосударственным договоренностям».
Виктор Бабарикин резюмировал: его компания продолжит работать с Беларусью, но цены для белорусских покупателей наверняка придется поднять. Во-первых, из-за того, что все контракты станут краткосрочными – в условиях, когда требуется проводить отдельную экспертизу для каждой партии товара, иначе и нельзя. Во-вторых, теперь компания просто будет закладывать повышенные риски при работе с Беларусью – страховаться от возможных убытков.