Низкие доходы – прямое следствие кризиса белорусской экономики, которая работает в режиме «итальянской забастовки».
Бывший политзаключенный Юрий Рубцов пытается устроиться на работу в родном Гомеле. Прежний работодатель, местная автошкола, отказала, сославшись на экономические трудности, а стать на учет в городском центре занятости с первого раза не получилось из-за сложной бюрократической процедуры.
О трудностях, связанных с поиском работы через биржу труда, предлагаемых вакансиях и экономическом кризисе в стране Юрий Рубцов рассказал в интервью charter97.org.
- На прошлой неделе вы пытались стать на учет в городском центре занятости, но уже с утра не было талончиков вплоть до понедельника. Ситуация как-то разрешилась сегодня?
- Сегодня надо было помочь сыну в его делах, а на завтра жена договорилась ехать копать картошку. Поэтому на два ближайших дня вопрос с трудоустройством откладывается.
В автошколе, где я до этого работал, мне в работе отказали. Этому есть экономические причины – в стране кризис. Я не удивлен отказом. Встретили меня приветливо, помнят меня, но даже тех людей, которые у них работают, отправляют сейчас «за свой счет» - кого на неделю, кого на месяц. Машина, на которой работал, стоит, ждет меня, но работать там сейчас нет возможности.
Был я в пятницу в центре занятости – заработок меня очень удивил. Причем не только заработок водителя, но и заработок всех. Средняя зарплата, которая предлагается – 2,5 миллиона рублей. Как может статистика показывать 6 миллионов в среднем по стране, когда зарплата в редких случаях выше 2,5 миллионов?
Это не только у водителей, но и у людей с высшим образованием – и даже у заместителей директоров и директоров предприятий. Может, не крупных предприятий, малых, средних – но тоже такая зарплата предлагается. Главным бухгалтерам, бухгалтерам – то же самое. Это меня очень удивило.
- Это проблема Гомеля или всей страны? В чем, по вашему мнению, причина таких низких доходов у населения?
- Та экономическая система, которая была построена в нашей стране – это утопия. Она не может работать, потому что руководители предприятий поставлены в такие условия, что они вынуждены осуществлять что-то вроде «итальянской забастовки».
Они ограничены в действиях, боятся придумать что-то новое, выпустить новую продукцию. Потому что их могут арестовать якобы за взятки или еще что-нибудь. Они вынуждены осуществлять «итальянскую забастовку» и все время писать «отписки»: того не можем сделать по таким-то причинам, а этого – по таким. Они обвиняют в этом рабочих, еще кого-то – прямо как Лукашенко, у которого во всех бедах виноваты США и кто угодно, только не он сам.
Сами руководители предприятий боятся что-то решать, потому что их могут обвинить в чем угодно. Проверяющих органов же у нас сейчас даже больше, чем самих предприятий. Именно в этом заключается экономическая утопия: человек ограничен во всем и «руководит» не своими деньгами.
Только настоящий хозяин, собственник предприятия может свободно рисковать своими деньгами и создавать что-то новое. Даже если он обанкротится – найдется другой, кто распорядится этими ценностями, этими средствами более умело. Люди будут понимать, что для успеха на рынке они должны выпускать новую, качественную продукцию, а не такую, как наши МАЗы, ржавеющие через год.
Напомним, что общественный активист Юрий Рубцов был осужден на 2 года лишения свободы за «уклонение» от отбывания наказания «химией». В спецкомендатуре «Куплин», куда Рубцова направили на 1,5 года за «оскорбление судьи», он якобы отказывался работать. Сам Рубцов в суде говорил, что не отказывался работать вообще, но не соглашался с предлагаемыми ему работами, зарплата на которых был ниже, чем среднемесячный по стране. «Лукашенко обещал всем по 600 долларов зарплаты, но обманул», - говорил Рубцов в последнем слове на процессе.
К «химии» Юрий Рубцов был приговорен за то, что якобы «оскорбил» судью Кирилла Полулеха. Накануне Рубцова задержали за ношение майки с призывом «Лукашенко уходи», сорвали с него майку и раздетого привезли в суд. Во время отбывания «химии» Юрий Рубцов сделал себе на груди тату с теми же словами - «Лукашенко уходи».
22 августа Юрий Рубцов вместе с другими политзаключенными был освобожден.