8 сентября 1947, СССР
68 лет назад в Москве Особое совещание Министерства государственной безопасности приговаривает 37-летнюю артистку Зою Алексеевну Федорову к 25 годам исправительно-трудовых лагерей.
В обвинении, поступившем к членам Особого совещания, предлагалось 20 лет, но этот срок для артистки, дважды лауреата Сталинской премии, снявшейся к тому времени в десятках фильмов, кажется судьям недостаточным, и они добавляют 5 лет.
А вскоре, в декабре того же 47-го года, и это наказание покажется чекистам недостаточным, и они изменят его на более суровое: «Во изменение постановления Особого совещания от 8/IX-1947 года Федоровой Зое Алексеевне исправительно-трудовой лагерь заменить тюремным заключением на тот же срок».
Ее этапируют во Владимирский централ. В обвинительном постановлении говорится: «Являлась инициатором создания антисоветской группы, вела враждебную агитацию, призывала к борьбе за свержение советской власти, высказывала личную готовность совершить террористический акт против главы советского государства. Поддерживала преступную связь с находившимися в Москве иностранными разведчиками».
А после смерти Сталина и расстрела Берия появится такой документ: «Решение Особого совещания от 8 сентября 1947 года изменить… Федорову Зою Алексеевну освободить. Конфискованное имущество возвратить». Ее арестовали в 46-ом году. В лагерях и тюрьмах она провела более 8 лет, всегда оставаясь "советским человеком".
11 декабря 1981 года Федорова была застрелена в своей квартире № 234 в доме № 4/2 по Кутузовскому проспекту. Версий этого убийства несколько. По одной из них с актрисой могли расправиться ее коллеги по "бриллиантовому" бизнесу, в котором Федорова начала вращаться с конца 60-х, по другой - преступление спланировали в КГБ, чтобы не отпустить актрису навсегда за кордон. Какая из этих версий является правдой, неизвестно до сих пор.