11 октября должно стать для диктатуры часом «і» - игнорирования избирательного фарса.
Председатель Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько в интервью сайту charter97.org оценил проходящую в Беларуси «избирательную кампанию» и возможности демократических сил по предотвращению легитимации режима.
- На пресс-конференции лидеров оппозиции, в которой вы принимали участие, Николай Статкевич заявил о том, что «выборы уже сфальсифицированы». Вы разделяете эту оценку?
- Я никогда не употребляю по отношению к этому событию слово «выборы», а исключительно – политическая кампания. Это правильно и корректно. Выборы должны соответствовать определенным стандартам, а если их нет – то мы не можем даже употреблять это слово.
Что касается этих стандартов, то Беларусь в них не вписывается. Уже по той части кампании, которую мы прошли, есть все основания утверждать, что это несвободные и нечестные «выборы».
Мы предложили людей в комиссии, а включили только 2%. Всего среди тех, кто будет считать голоса, 99,45% представляют интересы одного участника избирательной кампании – Александра Лукашенко. Это означает только одно: фальсификации, манипуляции и обман.
Нет никаких равных возможностей в государственных средствах массовой информации. Это означает только одно: несвободные и нечестные «выборы».
Для оценки избирательной кампании надо брать не только время самой кампании. Если 20 лет пространство свободы сужалось, если в отношении людей были репрессии – не следует ожидать «чудес» в течение нескольких недель или полутора месяцев.
Так что оснований, чтобы сегодня говорить, что это не стандарты ОБСЕ для честных и свободных выборов – более чем достаточно. Поэтому задачей может быть только борьба за то, чтобы не произошла легитимация итогов президентской кампании.
- Совместная конференция лидеров оппозиции вселила надежду, что демократические силы выступят в этой кампании единым фронтом. Какой, по вашему мнению, должна быть единая стратегия?
- Только что у меня закончилась встреча с руководителем миссии БДИПЧ ОБСЕ в Беларуси Жаком Фором. Я эту стратегию нарисовал на листке бумаги – это белорусская буква «і». Это должно быть игнорирование избирательного фарса. Игнорирование со стороны избирателя.
Явка – это сегодня ахиллесова пята Александра Лукашенко и всей этой избирательной модели. Власть как раз будет концентрироваться на решении этой проблемы как самой болезненной.
Если люди должны игнорировать, то активные люди должны бороться за то, чтобы довести до всех информацию, почему нельзя приходить на избирательные участки. И тут я достаточно оптимистично смотрю, что может быть создана широкая коалиция, которая ставит во главу угла не допустить легитимации итогов президентской кампании, потому что она не соответствует стандартам честных и свободных выборов. И делать все, чтобы избиратели предпочли хождению на избирательные участки рыбалку, поездку к теще, путешествие по Беларуси или что-то в этом роде.
- Что бы вы могли порекомендовать международным наблюдателям, которые в итоге будут давать оценку легитимности этой кампании и ее итогов?
- Первое: ОБСЕ были выработаны предложения по изменению избирательного законодательства в Беларуси. Они были отвергнуты белорусскими властями. Представители демократических сил также сформулировали свои предложения, как изменить избирательную модель. Они были переданы белорусским властям в апреле текущего года и также были отвергнуты.
Это означает только одно: кампания, которая проходит, не соответсвует стандартам ОБСЕ. И если быть принципиальным и последовательным, нельзя признавать ее легитимной и законной. Это было первым и главным посланием на сегодняшней встрече с руководителем миссии БДИПЧ ОБСЕ.
Во-вторых, мы должны исходить из того, что Лукашенко на сегодняшний день не является гарантом суверенитета и независимости Беларуси. И легитимация его в этой кампании – создает угрозу суверенитету нашей страны. Об этом также должны помнить те, кто приезжает в Беларусь и выносит свой вердикт по этой избирательной кампании.
Ну и сама фактура: как формировались комиссии, как осуществлялся допуск к государственным СМИ, насколько широко пространство свободы – все это подкрепляется цифрами, которые сегодня были изложены и доведены до представителя миссии ОБСЕ.