По сравнению с 2010 годом, когда итоги выборов были сфальсифицированы, в Беларуси ничего не изменилось.
Об этом в интервью charter97.org заявил экс-кандидат в президенты Беларуси Владимир Некляев.
- Во время недавней совместной конференции оппозиции прозвучал тезис о том, что «выборы в Беларуси уже сфальсифицированы». На чем основывается это утверждение?
- Наша констатация того, что выборы уже сфальсифицированы, основывалась на действиях режима. Не на словах, которые произносит Александр Лукашенко, а на приказах, которые он отдает прокуратуре, КГБ, милиции – которым поручено контролировать эти «выборы».
Эта констатация основана на том, что никаких изменений в Избирательный кодекс, делающих выборы свободными, принято не было. По сравнению с 2010 годом, когда выборы не были признаны демократическими, ничего не изменилось. Репрессии против гражданского общества только усилились, и нет никаких оснований считать эти «выборы» настоящим избирательным процессом и признавать их.
- Какой должна быть стратегия демократических сил Беларуси на этих «выборах»?
- Это действительно важный вопрос: что делать в такой ситуации, когда режим Лукашенко поддерживается не только традиционно с Востока, но и когда некоторые европейские политики из-за войны в Украине начинают относиться к нему снисходительно.
Всегда надо надеяться на самих себя, вырабатывать общую тактику. И она должна основываться на одном: нас (я имею в виду тех людей, которые действительно за демократическое будущее Беларуси) на акции протеста должно быть как можно больше, а на избирательных участках – как можно меньше.
- Действительно, существует угроза легитимизации псевдовыборов. Что бы вы хотели сказать международным наблюдателям, которые сегодня прибыли в Беларусь?
- Все, что я мог сказать международным наблюдателям – я уже сказал на встречах с ними. Если свести это к нескольским словам, то сказал я следующее: если будет организовано наблюдение за «выборами» в Беларуси, оно увидит то, чего не хотят замечать некоторые европейские политики.
Я понимаю озабоченность европейцев тем, что происходит в Украине, их боязнь перед возможной эскалацией конфликта и его перерастания в серьезное военное противостояние. Но я все равно спрашиваю: почему за это должны расплачиваться Беларусь и белорусские граждане?
У серьезных европейских политиков нет ложного оптимизма, что белорусский режим, не менявшийся на протяжении всего своего существования, вдруг поменяется в демократическом направлении. Они просто стараются обеспечить мир и спокойствие своим гражданам, и здесь их трудно упрекнуть.
Я могу только призвать наших граждан к тому, чтобы сделать Беларусь европейской.