Судья Александр Буравцов, который вынес приговор Яне Поляковой, милиционер Виктор Пугачев и редакция «Советской Белоруссии» отказываются комментировать самоубийство правозащитницы.
Смерть правозащитницы из Солигорска Яны Поляковой, осужденной на 2,5 года «химии» якобы за клевету на милиционера, вызвала горечь и печаль у тех, кто ее знал, кто обращался к ней за юридической помощью, тех, кто, как и она, занимается защитой прав обделенных. Те, кто обидел саму Полякову, пока молчат.
Яну Полякову нашли в петле в ее квартире в Солигорске в ночь на 7 марта. На прошлой недели судья Александр Буравцов признал Полякову виновной в клевете на милиционера Виктора Пугачева и присудил ей 2,5 года так называемой «химии» и большой штраф. Ее жалоба в прокуратуру на милиционера Пугачева о том, что тот якобы ее избил, была оценена судом как заведомо ложный донос. У Яны Паляковой были проблемы с милицией за свою правозащитную деятельность и за участие в прошедшей избирательной кампании, в которой она участвовала команде оппозиционного кандидата в «палату представителей» Ольги Козулиной. В прошлую пятницу в "Советской Белоруссии" о Яне Поляковой вышла издевательская статья.
Ни судья Александр Буравцов, ни отставной милиционер Виктор Пугачев, ни редакция «Советской Белоруссии» не согласились прокомментировать ситуацию, сообщает»Радыё Свабода».
Сегодня в Солигорске прошли похороны правозащитницы. Среди тех, кто пришел попрощаться с Яной Поляковой, были люди, каким она помогала как юрист. У Николая Лебедя изнасиловали и убили 16-летнюю дочь. По его словам, Яна Полякова раскрыла много фактов и фальсификаций в этом деле.
«Я воспринял смерть Яны Поляковой с сожалением и возмущением. Мне понятно, кто за этим стоит», - говорит Николай Лебедь.
Мария Бут-Гусаим обращалась за помощью к Яне Поляковой, чтобы довести, что ее мужа несправедливо осудили на пожизненное заключение.
«Очень тяжело воспринимать то, что с нею произошло, что очень молодой и очень хороший человек ушел из жизни... Скорее всего, ей «помогли» в этом. Ей, наверняка, уже так досталось, что она больше не могла, и ее подтолкнули к этому», - считает женщина.
Четыре года назад Яна Полякова бесплатно помогала Лидии Бурляковой отсудить квартиру в Солигорске, писала заявления, собирала необходимую информацию. Она была очень милым и пристойным человеком, говорит Лидия Бурлякова.
«Я в шоке от того, что случилось. Я двое суток уже не сплю. Когда ко мне пришла ее мама и сказала, то я не поверила. Почему это произошло? Потому что неправильная обстановка в городе. Может, статья в «Советской Белоруссии», которая вышла в пятницу, подействовала на нее», - думает бывшая клиентка правозащитницы.
Жительница Солигорска Лариса Насанович говорит, что люди в городе возмущены, обвиняют власти, милицию и прокуратуру.
«Все сходятся на мысли, что в любом случае приговор слишком жестокий был», - уверена она.
Минский правозащитник Валентин Стефанович считает, что за преждевременную смерть Яны Поляковой несут ответственность и власти, и общественность.
«То, что произошло, — это просто ужасно. Это напомнило мне какие-то советские времена, когда государственная система всеми своими силами душит какого-то одного слабого маленького человека», - отмечает юрист.
Валентин Стефанович подчеркивает, что, с другой стороны, тут есть и вина независимого общества, которое этому делу не уделило надлежащего внимания.
«Это очень показательный случай, о котором всем в нашем обществе необходимо задуматься. Мы много лет наблюдаем такие уничтожения людей, не физические, а моральные. Но эти моральные уничтожения, бывает, приводят к таким грустным случаям. Тут можно припомнить и последние публикации о молодых людях, которых забрали в армию, в той же «Советской Белоруссии», и сюжеты по государственному телевидении, все эти насмешки в материальчиках, которые они придумывают, не вдаваясь в суть проблемы. Не все же это выдерживают. Человеку много не надо. Это травля людей в советских традициях. Они действуют в духе холодной гражданской войны», - говорит он.
Прокуратура Солигорского района Минской области проводит проверку па факту самоубийства Яны Поляковой и комментировать ситуацию также отказывается.