Белорусский ЦИК официально назвал фамилии зарегистрированных кандидатов на пост президента. В выборах примут участие четыре человека, причем из трех соперников Лукашенко только один представляет демократическую оппозицию. Однако большая часть противников действующей власти уже сейчас рассматривает выборы как заведомо сфальсифицированные и призывает в них не участвовать.
10 сентября стало знаковым днем в нынешней президентской кампании. Центризбирком официально назвал фамилии, которые 11 октября мы увидим в бюллетенях для голосования. А та часть оппозиции, которая не признает эти выборы легитимными, провела первую – и сразу незаконную – акцию протеста в центре Минска.
На длившемся более двух часов заседании Центризбиркома неожиданностей не произошло. Главы областных избиркомов доложили об итогах сбора подписей, после чего было объявлено, что ЦИК признал действительными:
у Лукашенко – 1.753.380 подписей,
у Улаховича – 149.819,
у Гайдукевича – 139.877,
у Короткевич – 105.278,
у Терещенко – 6699.
После этого члены ЦИК во главе с Лидией Ермошиной поочередно проголосовали за то, чтобы зарегистрировать кандидатами Татьяну Короткевич, Сергея Гайдукевича, Николая Улаховича и Александра Лукашенко. Подписи Жанны Романовской не проверяли, потому что по всей стране она сдала менее 100 тысяч подписей. Говоря точнее – всего 789 подписей. У Виктора Терещенко, которого чиновники непрерывно критиковали на протяжении всего заседания, оказалось более 15% фиктивных подписей. Из-за очень большого количества неверных данных, большинство его подписных листов были признаны недействительными.
Теперь у получивших удостоверения кандидатов имеется один месяц на агитацию за себя. А для власти главная задача – обеспечить наполнение избирательных участков в условиях полной апатии избирателей. По некоторым оценкам, 85-90% белорусов не могут назвать ни одну фамилию кандидата в президенты, кроме самого Лукашенко. Неудивительно, что очень многие вообще не собираются идти на выборы – мало кто сомневается, что Александр Лукашенко останется президентом на следующие пять лет.
Не приходить на участки, не голосовать вообще белорусов призывают и многие представители оппозиции, объединившиеся вокруг недавно освобожденного из тюрьмы Николая Статкевича. Именно он организовал в четверг вечером неразрешенный пикет протеста – он состоялся в самом центре Минска, у входа в ГУМ. Собралось несколько сотен человек: на треть – активисты оппозиции, на треть – журналисты, на треть – «прохожие в штатском».
Кроме самого Статкевича, на акцию пришли Владимир Некляев и Анатолий Лебедько; немного позднее к ним присоединился и только что вернувшийся в Беларусь Алесь Михалевич. Было заметно, что Некляев и Лебедько чувствовали себя немного не в своей тарелке – они привыкли быть в центре внимания, но на этот раз внимание толпы и журналистов на 90% было сосредоточено на Статкевиче.
Несмотря на неуклюжую попытку провокации (в виде очень громкого и не очень адекватного человека с портретом Лукашенко и красно-зеленым флагом), в целом мероприятие прошло спокойно. Хотя милиция все равно составила на Николая Статкевича протокол об административном правонарушении. А за углом дежурили автозаки и ОМОН.
«Подобные акции мы будем проводить на всем протяжении данной избирательной кампании, – сказал БДГ Владимир Некляев. – У нас изначально очень ограниченные возможности для информирования людей о происходящем на самом деле. И одна из таких возможностей – это возможность встречаться с людьми на улице, на площади. Объяснять, что главный гарант нашей зависимости от соседнего государства – это нынешний руководитель нашей страны. И такая зависимость – главная угроза для Беларуси».
Отвечая на вопрос о том, каких акций можно ожидать 11 октября, в день выборов, Некляев сказал: «Пока не похоже, что стоит чего-то ожидать. Люди слишком напуганы опасностью повторения в Беларуси украинских событий. Они не хотят открыто выходить на акции протеста. Поэтому, скорее всего, 11 октября ничего не произойдет».
Три колонны оппозиции
Буквально за три летних месяца, когда уже шла президентская гонка, произошло кардинальное переформатирование белорусской оппозиции – можно сказать, что оно завершилось как раз 10 сентября. К этому моменту окончательно оформились три условные «колонны» оппозиции.
К первой «колонне» можно отнести тех, кто поддерживает единственного (но все же не единого) кандидата от оппозиции – Татьяну Короткевич. Это гражданская кампания «Говори правду», а также многочисленные активисты разных других оппозиционных партий и движений. Сплоченностью тут и не пахнет – более того вопрос о поддержке либо не-поддержке Короткевич уже привел к ряду расколов в оппозиции. Например, Социал-демократическая партия («Грамада»), в которой состоит сама Короткевич, официально не поддержала ее – там произошел раскол в руководстве. Лидер партии Ирина Вештард отказалась поддержать Короткевич, а ее первый заместитель Игорь Масловский – наоборот, активно поддержал женщину-кандидата. Ситуация повторилась в Партии БНФ, которая также отказалась поддерживать Короткевич. Председатель Партии БНФ Алексей Янукевич выступил против Татьяны, его заместитель Игорь Ляльков – за ее поддержку на выборах.
Вторую «колонну» можно условно назвать «союз непримиримых». Ее возглавили сразу четыре харизматичных персонажа: недавний политзаключенный Николай Статкевич, покинувший «Говори правду» Владимир Некляев, лидер христианских демократов Павел Северинец и председатель ОГП Анатолий Лебедько. Вполне вероятно, что к ним примкнет и вернувшийся из политической эмиграции Алесь Михалевич.
Все они, а также их многочисленные сторонники исходят из того посыла, что нынешние выборы сфальсифицированы с самого начала, а неопытная Татьяна Короткевич – идеальный спарринг-партнер для Лукашенко. И ее участие в выборах, пусть и с заведомым проигрышем, даст повод Западу признать выборы честными – а значит, Александра Лукашенко – демократически избранным президентом. Так что главная задача Николая Статкевича и примкнувших к нему политиков – продемонстрировать, что эти выборы нелегитимны, либо спровоцировать власти на жесткие силовые действия по типу Площади-2010.
Третья условная «колонна» формируется по остаточному принципу – это те противники действующей власти, которые не вошли ни в первую, ни во вторую «колонны». Это партия левых «Справедливый мир», Партия БНФ, БСДП, различные движения «зеленых» и т.д.
Мини-интервью
В ходе пикета Николай Статкевич дал небольшое интервью БДГ:
- Это первая акция протеста? Вы планируете проводить их еще?
- Безусловно, если я буду на свободе. Я же обещал организовать встречу Лукашенко с избирателями. Вот мы и начнем с пикетов, а затем заявим, что хотим послушать этого кандидата в президенты лично. Если у меня будет такая возможность, я эту встречу организую – пусть приходит.
- Какую реакцию властей вы ожидаете – на этот пикет, на другие подобные мероприятия?
- Пусть у них болит голова об этом. Пусть они выбирают между легитимностью выборов в глазах Запада и возможностью людей немного почувствовать себя свободными. Мы сейчас пользуемся ситуацией, чтобы создать «пространство свободы». Меньше страха и больше возможностей собираться публично. Ведь это нормальное человеческое право – собираться и говорить о своих проблемах. Это право у нас забрали. Я когда был в милиции (Статкевича вызывали в ГУВД Мингорисполкома 8 сентября – БДГ), я им сказал: «Вы превращаете людей в напуганное стадо. Но со мной такой номер не пройдет. Я буду делать свое дело, а вы – делайте что хотите».
- Когда вы будете организовывать следующие подобные пикеты или другие акции протеста, вы будете подавать хотя бы формальную заявку в Мингорисполком на их проведение?
- Не буду. Потому что у нас такая практика, что демократическим силам два раза в год дают площадь Бангалор, и это считается за счастье. А какой смысл проводить пикеты там? Собаки же читать не умеют, они наши лозунги не поймут.
В свою очередь экс-кандидат в президенты Алесь Михалевич, двумя днями ранее громко вернувшийся из политэмиграции, на пикете поведал БДГ, что пока не строит конкретных политических планов. «Я собираюсь встретиться с друзьями, побыть с детьми, с женой. О каких-то политических проектах я еще не думал», – сказал Михалевич.