Сейчас возвращать и отвоевывать Восток ни в коем случае не нужно: это черная дыра.
В ближайшие годы Донбасс ждет сложный период: Путин будет их подпитывать, но очень скромно, чтобы не сдохли, но и не жировали. Донбасс нужен ему как площадка для забрасывания диверсионных групп, ведения пропагандистской работы. Иными словами, такой себе тлеющий очаг, который в любой момент можно поворошить кочергой, чтобы искры полетели в сторону «братского народа», пишет российский политолог Дмитрий Орешкин на сайте «Новое время».
Это процедура отлаженная. Понятно, что для жителей региона это означает постоянную беду. По такой же схеме живет Нагорный Карабах: как только намечаются какие-нибудь альтернативные нефтяные ветки из Азербайджана в Турцию, в Нагорном Карабахе тут же обостряется политическая ситуация.
Но сами нагорные карабахцы, поскольку люди они простые, воспринимают это как этнический конфликт. Так и в Донбассе люди будут верить, что «западенцы» хотят уничтожить их и замучить, а единственный свет в окошке – это Владимир Путин, который, пусть и кинул их разок-другой, но все равно является альтернативой бандеровцам. Ну да, меняют власть, не спросив местное население – куда делся «народный мэр» Славянска в тренировочных штанах и с пропитой мордой? Никто о нем сегодня даже не вспоминает. Списали, значит, поставят других.
Новые вожди будут воровать и удерживать регион силой, а сам регион будет дохнуть – точно так же, как дохло Приднестровье, где за 20 лет количество населения уменьшилось вдвое. Это самый глубокий демографический коллапс в регионе. Пенсии сокращаются, зарплаты – тоже, но элиты чувствуют себя прекрасно, воруют, сидя на финансовых потоках, идущих из России.
В геополитическом плане РФ, без сомнения, будет говорить, что Донбасс – братская территория, которую нужно поддерживать. Но, если посмотреть серьезно, то Путин уже и Приднестровье потерял: оно медленно, но неотвратимо уходит в сторону Молдовы. А получает он новое Приднестровье, расположенное на 900 км ближе к Москве. Идет сокращение геополитического влияния и контроля над территориями, о котором так любил рассуждать Путин.
Для Донецка и Луганска это, конечно, ничего хорошего не несет. Ситуация катастрофическая. И Киев, и украинское население за год существенно продвинулись в понимании того, что эту территорию сейчас возвращать и отвоевывать ни в коем случае не нужно, ведь это черная дыра. Через год это станет еще яснее. А вот лет через 20, если Киеву удастся провести экономические реформы, Донбасс сам будет проситься обратно – так же, как сейчас Приднестровье потихоньку скребется лапкой в дверь Евросоюза.
Но это требует времени. Сейчас задача Порошенко – немного притормозить ультрапатриотов, призывающих отбить Донбасс, где они проливали кровь. У него денег-то и на лояльные регионы не хватает, а здесь он получит явно нелояльную территорию, напичканную вражескими агентами и требующую колоссальных средств, которых в бюджете нет. Порошенко будет отпираться от Донбасса всеми четырьмя конечностями, Путин – тоже. Можете представить, каково будет в ближайшие годы людям, живущих на этих территориях.