На территории Беларуси находятся российские военные базы, после украинского Майдана появляются новые военные базы РФ.
Леонид Кравчук, первый президент независимой Украины (1991-1994) в интервью «Радыё Свабода» говорит о том, почему не надо бояться стать бывшим президентом, и почему Путин не имел бы больших проблем, если бы решил осуществить агрессию через белорусский территорию.
- На территории соседней с Украиной Беларуси находятся российские военные базы, после Майдана появляются новые российские военные базы. Видите ли вы угрозу с территории Беларуси, если Владимир Путин решит через Беларусь начать вторжение в Украину? Как вы считаете, останется ли Александр Лукашенко союзником Украины, хватит ли у него твердости и политической воли не допустить этого?
- Я не верю, что Лукашенко может сопротивляться долго Путину сегодня. Если бы Путин решил осуществить агрессию через белорусскую территорию, он бы там не имел больших проблем. Не имел бы. Потому что Александр Григорьевич - интересный человек. Я не хочу давать характеристики, это не входит в мои представления, я с уважением отношусь к каждому человеку. Но он часто говорит одно, а делает другое. И в международных делах, то он заявляет о братских чувствах к Украине, то на другой день говорит о других такие же оценки... Ну, это такая личность. Александр Лукашенко - это лицо для Беларуси. И поэтому создали они этот Евразийский союз. Пока я не слышу о каких-то больших успехах ни в Беларуси, ни в Казахстане, наоборот, возникают постоянно проблемы, потому что Россия продолжает свою гегемонистических политику в отношении всех. И если Путин решил бы (я не верю в это, но мы же можем и плохое прогнозировать) использовать белорусскую территорию для захвата Украины, он бы это сделал очень легко.
- В Украине пять президентов, из них трое бывших находятся в Украине, Виктор Янукович сбежал в Россию. У вас много коллег-долгожителей, например Александр Лукашенко, президенты среднеазиатских стран, которые провели референдумы в своих странах и теперь неограниченное количество сроков могут баллотироваться...
- Это диктаторские государства. Только в недемократических государствах могут так поступать. Поэтому ментальность у них азиатская, а политические взгляды большевистские, в подавляющем большинстве. И слово «демократия» для них не означает суть проблемы.
- А что бы вы могли сказать президентам, которые не хотят, не могут, боятся уходить, почему хорошо быть бывшим президентом? Почему не надо бояться уходить?
- Нельзя так сказать, что «хорошо быть бывшим президентом», вы правильно сказали «не надо бояться уходить». Дело не в боязни только. А дело в том, что надо уходить. Если мы живем не по царским канонам, не по крови - мы не принцы и не цари - то народ избирает. Если народ избирает, то он имеет право переизбрать. Надо уходить, когда мы хотели бы открыть народу иной путь жизни. Другую философию, другую ментальность, ведь раньше веками утверждалось другое: когда есть царь-батюшка, есть хан, есть какой-то князь, и он всем управляет. Они пока князья. К сожалению, я ничего не могу порекомендовать. Я думаю, что еще пройдет не одно поколение. Если бы они понимали или чувствовали, что народ этого не хочет и всегда есть угроза народу... Тогда - что народ может?
Наш Майдан показал, что народ может. Вы понимаете, Виктор Янукович не совсем глупый человек, будем так говорить, я хорошо знаю. Он опытный, он сильный, волевой человек. Ну, у него были замашки диктаторские... величие, солнышко такое небольшое. Но власть и сила были внешние. Донецкие «порожняк» не гонят, донецкие везде, донецкие дают линию поведения. Да кто там может против нас, они считали, кто? Открыто говорили: «Леонид Макарович, да что вы волнуетесь?» Я говорю: «назревает здесь такая сложная ситуация». «Да что вы волнуетесь? Мы не хотим этим заниматься - одним пальчиком шевельнуть, и все станет на свое место». Шевельнул? Если в политическом процессе участвуют миллионы, все может произойти мгновенно. Почему я говорю, что Россия может всколыхнуться очень сильно и очень быстро? Так же, как Украина - собрался Майдан, студенты пришли и потребовали одного - подписать соглашение об ассоциации. От Януковича. Ничего больше. Во что превратилось? Сегодня еще не можем собрать концы с концами. Территориальная целостность, война, гибель людей, президент-беженец, тысячи людей бежали из Украины. Произошло все фактически в одну ночь. Несколько дней и все поменялось. Стала другой Украина, другие взгляды, другие позиции и другие направления.
Так может быть в Беларуси, так может быть и в России. И в Казахстане, там сложнее, потому что там ментальность людей другая, но все равно, время придет обязательно. Время придет для всех: если человек скажет «Я свободен. Выбираю жизнь такой, какой считаю возможным, но которое не мешает жить другому. Но и не заставляйте меня стоять на коленях, выполнять чужую волю». И человек, и государство, все придут к этому обязательно, другого пути нет. Демократия - не лучший способ управления, но другого, к сожалению, нет. Другой формы я не знаю...