Тесно связанные с Кремлём ведущие российские банки находятся под западными санкциями уже больше года.
Последние новости о том, какие методы Банк ВТБ – второй наиболее стратегически важный банк для Москвы после Сбербанка – использует, чтобы обойти санкции и держаться на плаву, характеризуют ситуацию с целый рядом попавших под санкции государственных банков России. Вместо проведения структурных реформ, ВТБ сохранил негативную зависимость от российских бюджетных вливаний и не произвёл изменений наверху. В то же время банк провёл увольнения сотрудников на низших уровнях и закрыл некоторые проекты, опираясь на доморощенных пропагандистов и иностранных лоббистов.
В октябре прошлого года главный исполнительный директор Андрей Костин настаивал, что, несмотря на попадание ВТБ в черный список правительства США из-за действий России в Украине, большинство финансовых институтов США поддерживали хорошие рабочие отношения с группой ВТБ. Тем не менее, это предположительно уолл-стритское сочувствие не помогло ВТБ избежать хаоса в 2015 году.
Уже в январе Костин угрожал разрывом дипломатических отношений с США в случае отключения России от системы SWIFT, а в марте он утверждал, что американские санкции против России ставят подрывают глобальную финансовую архитектуру.
В реальности, однако, санкции лишь подорвали возможность Путина финансировать войну, а лишённый в это время доступа к западной кредитной системе ВТБ зафиксировал резкое падение прибыли. В конце июня ВТБ хвастался, что не собирается сильно менять свою систему выплаты дивидендов, однако, согласно информации Коммерсанта, большинство аналитиков рынка советовали продавать акции ВТБ. Потери ВТБ за первые полгода составили более $250 млн (17,1 млрд рублей).
Эти потери могли быть больше, если бы российская администрация остановила денежные вливания в лояльный режиму банк. К концу июля ВТБ завершил размещение около 307 000 000 000 рублей ($ 5.15 млрд) привилегированных акций в государственной корпорации АСВ. «Увеличение капитала дает ВТБ дополнительные ресурсы для того, чтобы догнать процесс нового экономического роста в России, а также для поддержки программ импортозамещения и стратегически важных отраслей и компаний российской экономики», - заявил Костин. Другими словами, структурные преобразования не проводились. ВТБ просто продолжил обслуживать экономическую программу Кремля, только на более скромном уровне.
Астрономические суммы доходов бывшего офицера КГБ Костина не снизились ($37 млн в 2014 году согласно Forbes), несмотря на его утверждения о том, что они привязаны к прибыли банка. Они также не изменились для других топ-менеджеров ВТБ. Вместо этого банк провёл несколько этапов кадровых сокращений на нижнем и среднем уровнях (не более 20%), продал доли в таких непрофильных активах, как энергетические компании, а также закрыл некоторые зарубежные отделения, торгующие акциями в Дубай. Тем не менее, повышение доходности за счет российского государства и «административной поддержки» (этот эвфемизм означает привилегированное обращение со стороны государственных органов) остаётся краеугольным камнем стратегии ВТБ в обозримом будущем.
Одним из ловких способов, с помощью которых России удаётся обходить санкции с целью дальнейшего финансирования проектов, которые не могут финансироваться находящиеся под санкциями банками, является привлечение лояльных к власти частных банков. Две недели назад агентство Рейтер сообщило о том, что четыре частных банка с дружественными связями с Кремлем сильно выигрывают от экономического кризиса в России, помогая изголодавшимся по валюте компаниям во времена, когда крупные государственные кредиторы скованы западными санкциями. В частности, одним из основных бенефициаров является ФК «Открытие», контролируемая холдингом «Открытие». Данный холдинг находится в совместном владении нескольких банкиров и промышленных групп, которые считаются лояльными к власти, но тесно с ними не связанными. ВТБ владеет 10% акций холдинга «Открытие».
Еще одним способом удержаться на плаву в существующей системе, но не имеющим по утверждению ВТБ ничего общего с обходом санкций, является привлечение прямых вкладов от граждан ЕС через интернет-банкинг. Это схема, которую ВТБ Директ, онлайн-банк и филиал ВТБ в Европе используют с конца 2011 года. К концу 2014 года ВТБ привлек почти 4 млрд евро (1,4 млрд евро были привлечены уже под санкциями). ВТБ утверждает, что эти деньги не используются ВТБ, а идут на нужды дочерних компаний. Тем не менее, они действительно позволили ВТБ Директ выплатить все долги ВТБ за период до введения санкций в 2014 году. Онлайн банки ВТБ и Сбербанка в Европе остаются за рамками режима санкций.
Наиболее сложная ситуация с ВТБ сложилась в Украине. В марте 2015 года Костин, когда его банк погряз в убытках, назвал Украину страной-банкротом. Правительство Порошенко не обанкротилось, однако, его политика в отношении филиалов российских банков в Украине осталась осторожной. Весной и летом 2014 года члены Рады призвали правительство расследовать деятельность связанных с Кремлём банков и лишить их возможности подорвать экономику Украины. Эти проблемы были подняты относительно дочерних банков Сбербанка, ВТБ, ВЭБ, Альфа-банка и других учреждений. Тем не менее, пока что только Проминвестбанк, филиал ВЭБа, попал в чёрный список США в Украине. Национальный банк Украины (НБУ) получил законное право санкционировать этот банк, но решил этого не делать.
Большое число простых украинцев имеют вклады в киевских филиалах российских банков, чьи кредитные линии глубоко проникли в экономику страны. Немедленный разрыв этих связей может иметь крайне негативные последствия. На самом деле НБУ помог российским банкам остаться на плаву и не мешал их программам капитализации от московских головных банков. Несмотря на потери в России, в конце августа ВТБ решил повысить капитализацию своей украинской дочки на $680 млн. Тем не менее, украинские власти весьма настороженно относятся к действиям ВТБ и других российских банков и внимательно следят за их деятельностью в стране. Недавно Альфа-Банк принял решение о расширении своей деятельности в Украине путём поглощения банка UniCredit, однако остается неясным, получит ли он разрешение на этот шаг от властей.
Самое интересное, что, несмотря на все антиамериканские высказывания, в начале августа ВТБ нанял одних из самых известных лоббистов в Вашингтоне – компанию Manatos&Manatos – православных греческих братьев с мощными связями в Конгрессе США. В то время как многие аналитики предположили, что задачей братьев будет смягчение или снятие санкций на глобальные операции ВТБ, данная перспектива кажется нереальной. Как бы то ни было, все предыдущие попытки энергетических компаний решить эту проблему не увенчались успехом.
Вместо этого ВТБ, возможно, надеется пролоббировать незапрещение западными санкциями таких легальных на данный момент операций как вышеупомянутое использование частных банков или интернет-банкинга в Европе. Кроме того, это лоббирование может иметь определенную цель.
В июньский разгар «грекзита» Костин неожиданно заявил, что ВТБ заинтересован в процессе приватизации государственных активов Греции. Отраслевые источники также отметили, что ВТБ может выступать в качестве возможного совладельца недавно построенных газопроводов в Европе. Это произошло в то время, когда Путин пытался пролоббировать турецкий трубопровод — проект, целью которого было полный обход газотранспортной системы Украины через Турцию и Грецию. Учитывая, что положение ЕС, известное как Третий энергопакет, запрещает Газпрому владеть одновременно подводящим и исходящим трубопроводом в Греции, очевидным становится тот факт, что одной из основных услуг, которую ВТБ может предоставить монополии, является приобретение газовых активов в Греции и помощь в обходе Третьего энергопакета благодаря владению Турецким потоком в Греции.
К счастью для Украины и Европы, Кремль пока не договорился с Анкарой о работе в стране даже одной линии Турецкого потока. Тем не менее, опыт работы Банка ВТБ под санкциями должен служить важным показателем степени поверхностности западных санкции, и того, как, учитывая обильную государственную поддержку, связанные с Кремлем банки типа ВТБ могут выжить и продолжить свою деятельность в Украине, Европе и других странах.
Илья Заславский, консультант по энергетическим и политическим рискам, специально для charter97.org